Дополнительное образование – это система образования, направленная на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей человека.
Современные тенденции дополнительного образования
В настоящее время к педагогам предъявляются достаточно высокие требования. Не всегда их профессиональная деятельность соответствует данным требованиям, именно поэтому перед педагогами встает вопрос о собственном профессиональном развитии в рамках дополнительного образования.
До недавнего времени педагоги не имели возможности заниматься профессиональным развитием без отрыва от педагогической деятельности. Однако сейчас разработано достаточно количество специальных курсов, лекций, тренингов и т.д., которые педагоги могут пройти самостоятельно и расширить собственные знания. Данные дополнительные системы образования представлены различными формами обучения, одной из самых популярных и востребованных является дистанционная форма.
Значимость системы дополнительного образования заключается еще и в том, что большинство выпускников педагогических ВУЗов не владеют необходимым объемом знаний и умений. Проявляется это в процессе профессиональной деятельности. На основании мониторинга первого года работы, администрация образовательного учреждения принимает решение о необходимости профессионального развития педагога или группы педагогов. В этом случае профессиональное развитие педагогов осуществляется по настоянию образовательного учреждения и по выбранному направлению. Кроме того, педагог может самостоятельно заниматься собственным профессиональным развитием. В этом случае он сам выбирает направление подготовки, форму и срок обучения.
Таким образом, система дополнительного образования имеет большое значение в профессиональном развитии педагога, она представлена разнообразными курсами, тренингами, лекциями и т.д., которые педагог может пройти самостоятельно, в рамках самообразования и саморазвития, либо по настоянию образовательного учреждения.
Основные направления профессионального развития педагогов в системе современного дополнительного образования
В настоящее время существующие информационные и технологические возможности, позволяют осуществлять профессиональное развитие педагогов без отрыва от рабочего процесса и практически по всем направлениям.
Представленные в дополнительном образовании ресурсы не только позволяют обновлять и расширять имеющиеся знания, но и получать новые.
Основные направления, применяемые в профессиональном развитии педагогов в рамках системы дополнительного образования:
Профессиональная литература – представлены печатными и электронными изданиями.
Относительно недавно, не все образовательные учреждения могли себе позволить приобрести необходимую методическую и научную литературу, зачастую она поступала в учреждение с опозданием. В настоящее время система дополнительного образования предоставляет педагогом возможность получать необходимые издания в короткие сроки. Профессиональная литература может быть использована педагогами для профессионально-личностного развития, как в электронном виде, так и в печатном.
Изучение профессиональной литературы позволяет расширять и пополнять свои профессиональные знания, знакомит педагогов с новыми методами и средствами работы с детьми и т.д.
Профессиональное общение – предусматривает взаимодействие педагогов на профессиональные темы, организуется как непосредственное общение в рамках конференций, семинаров, тренингов и т.д., так и в рамках общения с использованием компьютерных технологий (вебинары, прямые трансляции обмена опытом и т.д.).
Не всегда педагог может найти единомышленников среди коллег, именно поэтому современная система дополнительного образования предоставляет возможность взаимодействия на волнующие темы между педагогами из разных образовательных учреждений, и даже из разных регионов. Такое общение позволяет не только осуществить обмен опытом, но и получить необходимые практические умения и навыки. Наиболее популярной формой являются вебинары и конференции.
Курсы повышения квалификации – это одно из наиболее популярных в настоящее время направлений, деятельность которых заключается в организации методических мероприятий по повышению профессионализма педагогов, предоставления им профессионального развития и совершенствования.
Курсы по повышению квалификации могут быть:
- государственными - организуемыми на отделениях дополнительного образования педагогических ВУЗов;
- частными – организуются на базе негосударственных учебных центров, имеющих на это образовательную лицензию и аккредитацию.
Курсы могут проходит в виде традиционного посещения лекций и последующей сдачи экзамена, а могут в виде удаленного изучения материала посредством использования интернет-материала (прослушивание вебинара, просмотр лекций и т.д.) и выполнение итогового теста. По окончанию курсов педагог получает удостоверение (сертификат) об их прохождении.
Рефлексия – это основной механизм профессионально-личностного развития педагога.
Рефлексия имеет большое значение в профессиональном развитии и росте педагога. Именно поэтому очень важно научить каждого педагога рефлексировать.
Рефлексия помогает педагогу увидеть недочеты организованного образовательного процесса, устранить или скорректировать их. Кроме того, рефлексия помогает избежать стереотипизации в профессиональной деятельности, а также профессионального выгорания.
Педагог, обладающий навыками саморефлексии, организует воспитательно-образовательный процесс нестандартно, интересно и привлекательно для учащихся, использует в работе креативные методы, средства и приемы обучения.
Таким образом, в настоящее время созданы все необходимые условия для профессионального развития педагогов. Данные условия предоставляются в рамках дополнительного образования.