Понятие профессиональной деятельности социального педагога
Социальный педагог – это специалист, который организует социально-педагогическую работу с детьми, родителями, подростками, молодежными объединениями и группами, а также со взрослым населением в рамках образовательной организации или специализированного учреждения по их месту жительства.
Социально-педагогическая деятельность – это деятельность, направленная на решение актуальных задач по социальному воспитанию детей и осуществлению их социально-педагогической защиты.
Основная цель профессиональной деятельности социального педагога – организация эффективной социально-значимой деятельности детей и взрослых в современном социуме.
Достижение данной цели осуществляется посредством решения ряда задач:
- Осуществление непосредственной работы с ребенком, по имеющимся у него социальным проблемам.
- Осуществление работы с семьей и близким окружением ребенка.
- Создание необходимых условий для оказания ребенку социальной помощи.
- Разработка индивидуальной программы по работе с ребенком и рекомендаций для его родителей, педагогов и т.д.
Таким образом, главными направлениями профессиональной деятельности социального педагога являются организация социально-педагогической защиты людей, которые в ней нуждаются, а также осуществление социального воспитания.
Социально-педагогическая защита – это комплекс средств и условий, которые направлены на обеспечение психической, физической и нравственной безопасности отдельного субъекта и создание оптимальных условий для его свободного физического и духовного развития.
Итак, профессиональная деятельность социального педагога распространяется на те стороны жизни человека, в которых могут возникнуть различные социальные проблемы. Под социальными проблемами понимаются разнообразные социальные противоречия между человеком и окружающим его обществом. Из-за этого несоответствия (несовпадения), человек не может достичь поставленных целей, соответственно удовлетворить собственные социальные потребности.
Проблемные ситуации могут возникнуть не только в социальной жизни взрослого человека, но и в жизни ребенка. Объясняется это тем, что ребенок так же как и взрослый человек взаимодействует с окружающей его действительностью, общается со сверстниками и взрослыми. Социальные проблемы у детей довольно часто возникают тогда, когда требования окружающего социума выше возможностей ребенка, а также если взрослые предъявляют к нему завышенные требования. В том случае, если не меняются требования, в соответствии с возможностями ребенка, не создаются необходимые для этого условия, то возникают разнообразные социальные проблемы, которые ребенок попросту не способен решить самостоятельно. Со всеми этими проблемами ему помогает разобраться социальный педагог.
Место профессиональной деятельности социального педагога
Социальный педагог осуществляет свою деятельность в учреждениях, которые принято делить на три уровня. Данные учреждения предоставляют социальному педагогу все необходимые условия для осуществления своей профессиональной деятельности.
Типы уровней учреждений профессиональной деятельности социального педагога:
- Ведущие (первоочередные) – учреждения, в рамках которых социальные педагоги осуществляют работу с детьми, молодежью, семьями и т.д. по вопросам социальной защиты и поддержки.
- Сопутствующие – это организации и учреждения, в которых специалисты занимаются вопросами культуры, спорта, здравоохранения, социальной защиты и т.д.
- Косвенные – оказывают опосредованное влияние на другие организации и учреждения по вопросам оказания социальной помощи и поддержки населению.
Основной сферой деятельности социального педагога является общество, а именно сфера ближайшего окружения личности, которой требуется его профессиональная помощь. Социальный педагог занимается исследованием человеческих взаимоотношений, которые возникли в этом ближайшем окружении. Он работает не только с детьми, но и с их семьями и ближайшим окружением.
В зависимости от профессионального профиля социального педагога местом его деятельности могут быть:
- Социально-педагогические службы образовательных организаций (детский сад, школа, учреждения дополнительного образования, ВУЗы, коррекционные образовательные учреждения и т.д.).
- Социальные службы, созданные при специализированных организациях и учреждениях (центры реабилитации, социальные приюты и т.д.).
- Службы социальной помощи, созданные при муниципальных органах (центры социально-психологической помощи, отделы социальной защиты населения, органы опеки и т.д.).
Значимость профессиональной деятельности социального педагога в разных сферах жизнедеятельности общества
Значимость профессиональной деятельности социального педагога очень велика, она проникает во все сферы жизнедеятельности современного общества. Это связано с тем, что социальный педагог:
- Занимается организацией необходимой воспитательной работы с детьми, подростками и взрослыми, направленной на формирование общепринятых в обществе норм, воспитания личной культур, нужных для успешной адаптации в социуме.
- Занимается изучением психолого-педагогических особенностей личностей, влияния на ее развитие жизненных условий, социального статуса семьи и т.д. Выявлением основных причин возникновения проблем с адаптацией в обществе, отклонений в поведении, конфликтов с окружением и т.д.
- Разрабатывает индивидуальные программы по оказанию своевременной социальной поддержки и помощи.
- Выступает в качестве посредника между ребенком и обществом, образовательным учреждением, семьей, средой, органами власти и т.д.
- Оказывает необходимую социальную поддержку ребенку в реализации им собственных прав и свобод, создаёт безопасную и комфортную обстановку для его развития.
- Создает благоприятные условия для развития физических и умственных способностей ребенка, его талантов и природных задатков.
- Осуществляет взаимодействие с педагогами, родителями (законными представителями), специалистами и т.д., по вопросам воспитания, обучения и развития детей, их успешной адаптации в современном обществе.
- Участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции.