Основы реализации проектной деятельности в ДОУ
Проектная деятельность – это способ организации учебно-воспитательной работы, ориентированный на достижение образовательных целей и задач, посредством детальной проработки проблемы и нахождения способа ее решения, за счет использования коллективной творческой работы учащихся, привлечения к работе родителей и иных сторонних лиц, заинтересованных в достижении определенного результата.
Проектная деятельность относится к инновационным методам обучения и активно используется на этапе дошкольного обучения.
В основе проектной деятельности дошкольного образовательного учреждения лежат следующие параметры:
- Центральная позиция принадлежит ребенку. Именно воспитанник и его развитие являются центром внимания педагога. Тема проектной деятельности и ее условия отводятся на второй план.
- Индивидуальный и дифференцированный подход к организации проектной деятельности. необходимо строить работу так, чтобы каждому ребенку она балы посильна, отвечала его потребностям и интересам. Оптимальный темп работы в ходе реализации проекта позволяет детям достичь положительных итогов и поверить в себя и свои силы.
- В ходе проектной деятельности происходит, как бы, косвенное усвоение знаний, которые приходят при решении отельных задач, а их универсальное применение помогает в тренировке навыков творческого подхода к делу.
- Опора на сенситивные периоды развития ребенка. Проектная деятельность требует учета возрастных особенностей развития ребенка, динамики его психических процессов.
- Предоставление ребенка возможности почувствовать себя исследователем, самому создать что-то, решить какую-то значимую проблему. Это мотивирует дошкольников к познанию и творческому развитию.
- Условия реализации любого проекта должны быть комфортными для ребенка и приносить ему удовлетворение от проделанной работы.
Проектная деятельность дошкольников может быть реализована в следующих разновидностях:
- Исследовательская проектная деятельность. Такие проекты направлены на познание дошкольниками окружающего мира. Они помогают отыскать детям ответы на вопросы об устройстве мира и его процессах, найти объяснение сути того или иного явления. Проекты помогают ребенку самому понять, что и как устроено в этом мире, провести исследование для того, чтобы найти ответ, на интересующий его вопрос. Исследование дошкольников носит примитивный характер. Однако, оно помогает в активизации познавательной активности ребенка, развитии у него стремления к познанию, формированию навыков формулирования выводов и их аргументации. Исследование проводится в несколько этапов. На каждом этапе, воспитатель или родитель контролирует процесс, но не делает ничего за ребенка, давая ему полную свободу действий.
- Творческая проектная деятельность. Такие проекты реализуются при участии всего коллектива дошкольников. Дети выбирают тему, которая им интересна или, по которой у них имеются вопросы, требующие нахождения ответов, высказывают свои идеи по поводу того, каким образом можно выполнить данный проект, приходят к общей позиции и начинают совместную творческую работу. Каждый участник проекта имеет свою функциональную роль в нем. Такие проекты не только развивают творческий потенциал их участников, но и формируют навыки коммуникативного общения и взаимодействия.
- Нормативная проектная деятельность. Такие проекты направлены на развитие у ребенка самостоятельности и формирования основ социальной жизнедеятельности. Они предполагают создание системы детского самоуправления в ДОУ, написания детьми собственных правил поведения. Такие проекты начинаются с постановки воспитателем проблемной ситуации, затем обсуждения последствий несоблюдения правил поведения в той или иной ситуации и завершаются обоснованием правил, которые требуют соблюдения детьми в конкретных жизненных обстоятельствах, условиях ДОУ.
Типы проектов и их структура в ДОУ
Современный опыт использования проектной деятельности в ДОУ демонстрирует следующие типы проектов, которые наиболее часто используются воспитателями и имеют положительные итоги применения:
- Исследовательско-творческие. Они связаны с созданием газеты детьми или детьми совместно с родителями, с оформлением группы, праздников и мероприятий, а также драматическими постановками.
- Ролевые игры. Дошкольники в игровой форме проигрывают различные жизненные ситуации, беря на себя определенные роли и, отыскивая способы решения тех или иных проблем. Чаще всего, используются сцены из сказок.
- Творческие. Такие проекты связаны с созданием детского праздника, разработкой продукции к какому-то событию: новогодняя открытка, игрушка, открытка ко дню матери или дню учителя, коллаж «осень» и т.д.
- Информационно-практические. Эти проекты основаны на поиске информации детьми т.е. ребенок учится искать информацию по определенному вопросу, систематизировать ее и использовать в решении практических задач. Например, лечение какой-то болезни, приготовление блюда и др.
Проектная деятельность в дошкольном учреждении особенна тем, что ребенок не может самостоятельно не только выполнить работу, но и выбрать тему проекта т.к. в силу возрастных особенностей его развития, еще не в силах выявить проблему в устройстве и функционировании мира. Воспитатель помогает ребенку в выборе темы исследования т.е. наводит на выявление конкретной проблемы. Выбор темы – является первым и значимым компонентом проектной деятельности.
Проекты могут быть реализованы в течение определенного временного периода. Какие-то проекты реализуются быстро, а какие-то могут выполняться в течение длительного времени. Все зависит от темы исследования и целей проектной деятельности.
После выбора темы и определения сроков реализации проекта осуществляется постановка цели проекта и обосновывается актуальность выбранной темы. Затем, определяются возрастные особенности развития детей, которые участвуют в проекте и отбираются оптимальные методы его реализации, исходя из целевого назначения и посильности для использования детьми.
Кроме того, одним из компонентов проектной деятельности являются стадии реализации проекта. Любой проект состоит из следующих стадий:
- Подготовительная стадия.
- Организация проектной деятельности.
- Проектирование.
- Представление своего проекта и подведение итогов.