Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проектная деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе

Особенности организации проектной деятельности на уроках литературного чтения

Определение 1

Проектная деятельность - это способ организации совместной деятельности учащихся, реализуемой в виде проектирования, ориентированного на создание какого-то продукта или получение конкретного результата.

Использование проектирования на уроках литературного чтения в начальной школе позволяет развить интерес и мотивацию к обучению.

Проектирование позволяет развить навыки целостного рассмотрения проблемы и ее системного решения, а также установить причинно-следственные связи при рассмотрении проблемы и сформировать оптимальный вариант ее решения за счет использования, имеющейся совокупности знаний и навыков.

Актуальность использования проектной деятельности в начальной школе обусловлена ее необычностью и оригинальностью. Занятие становится более увлекательным и желанным, если оно реализуется методов проектов.

Уроки по литературному чтению содержат огромный объем материала для применения проектных методов. Они позволяют создать творческую направленность изучения любого литературного произведения, а также сформировать творческую обстановку при изучении поэзии и биографических данных. Проектирование активизирует фантазию и воображение, а современные технологии и технические средства дают возможность их практического воплощения: создание диафильмов, инсценировка литературных произведений, печать журналов, проектирование оформления книг и т.д.

Замечание 1

Проектирование и его использование на уроках литературного чтения, прежде всего, ориентировано на развитие творческих способностей личности, активизацию творческого мышления.

«Проектная деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Что касается особенностей проектной деятельности на уроках литературы в начальных классах, то можно выделить следующие ее признаки:

  1. Ориентация на развитие творческого потенциала личности.
  2. Активизация аналитических навыков.
  3. Развитие логики и активизация всех мыслительных процессов.
  4. Предоставление возможности каждому учащемуся проявления себя на творческом уровне.
  5. Развитие умения решать сложные задачи, требующие поэтапного подхода.
  6. Использование системы специальных упражнений, направленных на иллюстрирование литературного произведения, командную инсценировку, ролевой пересказ.
  7. Передача в проекте настроения и эмоционального окраса произведения т.е. своего восприятия и видения литературных героев, их чувств и эмоций.

Методы реализации проектной деятельности на уроках литературного чтения

Выбор методов реализации проектной деятельности на уроках литературного чтения, во многом, определяется возрастным этапом развития детей. Таким образом, можно выделить несколько этапов реализации проектной деятельности, каждый из которых имеет свою специфику:

  1. Подготовка к проектированию. Это происходит в первый год обучения детей в школе. В это время, полноценное проектирование просто невозможно, поскольку развитие детей еще не позволяет полноценной реализации проектов. Дети учатся читать и писать, совершают различные мыслительные операции и выполняют творческие задания, учатся рассуждать и делать выводы. Все это, выступает подготовкой к полноценной проектной деятельности.
  2. Применение метода проекта в простой форме. Это актуально на втором году обучения в начальной школе. Происходит выполнение разнообразных упражнений на развитие воображения и фантазии. Кроме того, особое внимание уделяется активизации творческого мышления. Психические процессы организма характеризуются произвольностью функционирования в этот возрастной период. А это позволяет развить навыки волевого контроля различных видов деятельности. дети способны изготавливать какие-то части проекта самостоятельно. Однако, координирование их деятельности педагогом просто необходимо. Самостоятельно происходит выбор темы и зарисовки эскизов. Проектная деятельность этого периода носит краткосрочный характер.
  3. Создание долгосрочных проектов. Такие проекты реализуются на третьем году обучения. В это время, дети могут использовать дополнительные источники информации, которая необходима для проекта, проводить неглубокий анализ литературы. Поэтому, детям можно давать долгосрочные проекты, но не высокого уровня сложности.
  4. Формирование аналитической проектной деятельности. Данная работа осуществляется на четвертом году обучения. В это время, дети уже овладевают навыками анализа и могут выбрать существенные признаки в произведении, отделить главное от второстепенного и создать полноценный проект самостоятельно.

Организация проектной деятельности в начальных классах является достаточно сложным и трудоемким процессом. Длительный период, а именно первые три года обучения в начальной школе, детям необходимо помогать с построением проекта, направлять и координировать их деятельность. Однако, плодотворная поисковая работа дает огромные плоды. Проекты помогают в развитии навыков самостоятельной работы с любыми источниками информации, навыки анализа и обобщения информации, формированию способностей творческого использования теоретической информации и ее реальное практическое применение.

Иллюстрирование произведения как разновидность проектирования

Наиболее простым и доступным для воплощения учащимся начальной школы, является создание иллюстрации к литературному произведению. Это обусловлено тем, что рисунок является самым знакомым и понятным видом творческой деятельности для младшего школьника.

Построение проекта, в основе которого заложена иллюстрация, реализуется в несколько этапов:

  1. Анализ произведения. Учащиеся, совместно с педагогом проводят анализ прочитанного, с выявление существенных характеристик героев и значимых сцен.
  2. Рассмотрение произведений изобразительного искусства. Дети знакомятся с уже имеющимися иллюстрациями к данному произведению, изучают иную живопись.
  3. Выполнение иллюстрации к произведению. Дети отражают свое видения произведения: его героев, сцен, событий посредством создания рисунка. Рисунок может быть выполнен карандашами, красками, мелками, фломастерами.
  4. Выставка работ. Лучшие иллюстрации отправляются на школьную выставку.
Дата последнего обновления статьи: 03.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot