Предметно-пространственная среда – это определенная система, представленная материальными объектами деятельности ребенка, способная функционально модернизировать содержание его физического и духовного развития.
Сущность предметно-пространственной среды дошкольной организации
В соответствии с ФГОС ДО, установлены конкретные образовательные задачи, решение которых в рамках дошкольного учреждения осуществляется в процессе организации совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Исходя из этого, педагогами дошкольной организации, проектируется и реализуется предметно-пространственная среда, учитывающая возрастные особенности, возможности и потребности дети. Так как ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, предметно-пространственная среда насыщается необходимыми игровыми материалами и средствами.
Для того, чтобы предметно-пространственная среда была привлекательна для воспитанников дошкольной организации, она должна не просто содержать необходимые игровые материалы и средства, но и постоянно обновляться.
Правильно организованная предметно-пространственная среда не только учитывает возрастные особенности детей, но и способствует удовлетворению индивидуальных потребностей каждого ребенка, в зависимости от его интересов, склонностей и уровня активности.
Предметно-пространственная среда должна быть направлена на стимулирование у детей познавательной, эмоциональной и двигательной деятельности.
Основные задачи проектирования предметно-пространственной среды в дошкольной организации:
- Обеспечение необходимых условий для развития творческих и познавательных способностей детей.
- Поддержание у детей познавательной активности и направленность на ее дальнейший рост.
- 3 Создание детям условий для самостоятельной реализации полученных во время занятий знаний, умений и навыков.
- Создание оптимальных условий для эмоционального проживания каждым воспитанников дошкольной организации разнообразных ситуаций, с целью их осмысления и получения определенного опыта.
Принципы развивающей предметно – пространственной среды
При проектировании предметно-пространственной среды в дошкольной организации, необходимо опираться на ряд принципов:
- Принцип позиции и дистанции при взаимодействии – все участники предметно-пространственной среды находятся в равных позициях, взаимодействуют между собой на основании личностно-ориентированной модели.
- Принцип самостоятельности, активности и творчества – воспитанники и педагог являются сами творцами своего предметного окружения. В отличие от предметной среды в семье, в ДОУ она должна провоцировать ребенка на возникновение и развитие познавательных интересов ребенка.
- Принцип динамичности и стабильности – предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть многофункциональной, свободно трансформироваться, но при этом сохранять общую смысловую целостность.
- Принцип комплексирования и гибкого зонирования – связан с предыдущим принципом. Данный принцип предусматривает проектирование среды, которая включает в себя разнообразные сферы деятельности детей, но при этом сферы взаимодействия не пересекаются, то есть дети не мешают друг другу.
- Принцип эмоционального благополучия и индивидуальной комфортности – среда должна побуждать детей взаимодействовать друг с другой и различными предметами и элементами, тем самым повышая функциональную активность ребенка.
- Принцип эстетического сочетания неординарных и привычных элементов – направлен на познание детьми своеобразного языка искусства.
- Принцип открытости-закрытости – предполагает открытость предметно-пространственной среды природе, культуре, обществу, своему собственному «Я».
- Принцип учета возрастных и половых различий детей – предметно-пространственная среда должна быть построена на основании половых различий детей, предоставляя девочкам и мальчикам проявлять свои склонности и интересы.
Требования к проектированию развивающей предметно-пространственной среды
Для того, чтобы предметно-пространственная среда дошкольной организации соответствовала всем требованиям, установленным ФГОС ДО, при ее проектировании необходимо соблюдать ряд требований и правил.
Функции проектирования предметно-пространственной среды дошкольной организации:
- Сохранение единого образовательного пространства в рамках организационной и содержательной вариативности системы дошкольного образования.
- Гуманизация дошкольного образования.
- Обеспечение защиты детей от некомпетентного педагогического воздействия.
- Повышение качества и эффективности дошкольного образования.
Психолого-педагогические требования, предъявляемые к проектированию предметно-пространственной среды дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДО:
- Оптимальная организация и размещение в групповом пространстве.
- Ориентир на педагогическую ценность дошкольного детства.
- Возможность интегративности и вариативности, модернизации.
- Учет возраста воспитанников и их гендерной принадлежности.
- Сертифицированность всех включенных в среду материалов, средств, оборудования и игрушек.
- Направленность на своевременное и всестороннее развитии личности ребенка дошкольного возраста.
- Опора на основные формы работа с детьми, в рамках каждой конкретной группы дошкольной организации.
- Обеспечение условий для организации продуктивной деятельности детей.
- Познавательно-исследовательская направленность.
- Стимулирование двигательной активности.
- Учет региональных, национальных и этнических особенностей воспитания, обучения и развития детей в дошкольной организации.
- Соответствие реализации образовательных областей