Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проектирование предметно-пространственной среды дошкольной организации

Определение 1

Предметно-пространственная среда – это определенная система, представленная материальными объектами деятельности ребенка, способная функционально модернизировать содержание его физического и духовного развития.

Сущность предметно-пространственной среды дошкольной организации

В соответствии с ФГОС ДО, установлены конкретные образовательные задачи, решение которых в рамках дошкольного учреждения осуществляется в процессе организации совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Исходя из этого, педагогами дошкольной организации, проектируется и реализуется предметно-пространственная среда, учитывающая возрастные особенности, возможности и потребности дети. Так как ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, предметно-пространственная среда насыщается необходимыми игровыми материалами и средствами.

Для того, чтобы предметно-пространственная среда была привлекательна для воспитанников дошкольной организации, она должна не просто содержать необходимые игровые материалы и средства, но и постоянно обновляться.

Замечание 1

Правильно организованная предметно-пространственная среда не только учитывает возрастные особенности детей, но и способствует удовлетворению индивидуальных потребностей каждого ребенка, в зависимости от его интересов, склонностей и уровня активности.

Предметно-пространственная среда должна быть направлена на стимулирование у детей познавательной, эмоциональной и двигательной деятельности.

Основные задачи проектирования предметно-пространственной среды в дошкольной организации:

  1. Обеспечение необходимых условий для развития творческих и познавательных способностей детей.
  2. Поддержание у детей познавательной активности и направленность на ее дальнейший рост.
  3. 3 Создание детям условий для самостоятельной реализации полученных во время занятий знаний, умений и навыков.
  4. Создание оптимальных условий для эмоционального проживания каждым воспитанников дошкольной организации разнообразных ситуаций, с целью их осмысления и получения определенного опыта.
«Проектирование предметно-пространственной среды дошкольной организации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Принципы развивающей предметно – пространственной среды

При проектировании предметно-пространственной среды в дошкольной организации, необходимо опираться на ряд принципов:

  1. Принцип позиции и дистанции при взаимодействии – все участники предметно-пространственной среды находятся в равных позициях, взаимодействуют между собой на основании личностно-ориентированной модели.
  2. Принцип самостоятельности, активности и творчества – воспитанники и педагог являются сами творцами своего предметного окружения. В отличие от предметной среды в семье, в ДОУ она должна провоцировать ребенка на возникновение и развитие познавательных интересов ребенка.
  3. Принцип динамичности и стабильности – предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть многофункциональной, свободно трансформироваться, но при этом сохранять общую смысловую целостность.
  4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования – связан с предыдущим принципом. Данный принцип предусматривает проектирование среды, которая включает в себя разнообразные сферы деятельности детей, но при этом сферы взаимодействия не пересекаются, то есть дети не мешают друг другу.
  5. Принцип эмоционального благополучия и индивидуальной комфортности – среда должна побуждать детей взаимодействовать друг с другой и различными предметами и элементами, тем самым повышая функциональную активность ребенка.
  6. Принцип эстетического сочетания неординарных и привычных элементов – направлен на познание детьми своеобразного языка искусства.
  7. Принцип открытости-закрытости – предполагает открытость предметно-пространственной среды природе, культуре, обществу, своему собственному «Я».
  8. Принцип учета возрастных и половых различий детей – предметно-пространственная среда должна быть построена на основании половых различий детей, предоставляя девочкам и мальчикам проявлять свои склонности и интересы.

Требования к проектированию развивающей предметно-пространственной среды

Для того, чтобы предметно-пространственная среда дошкольной организации соответствовала всем требованиям, установленным ФГОС ДО, при ее проектировании необходимо соблюдать ряд требований и правил.

Функции проектирования предметно-пространственной среды дошкольной организации:

  1. Сохранение единого образовательного пространства в рамках организационной и содержательной вариативности системы дошкольного образования.
  2. Гуманизация дошкольного образования.
  3. Обеспечение защиты детей от некомпетентного педагогического воздействия.
  4. Повышение качества и эффективности дошкольного образования.

Психолого-педагогические требования, предъявляемые к проектированию предметно-пространственной среды дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДО:

  1. Оптимальная организация и размещение в групповом пространстве.
  2. Ориентир на педагогическую ценность дошкольного детства.
  3. Возможность интегративности и вариативности, модернизации.
  4. Учет возраста воспитанников и их гендерной принадлежности.
  5. Сертифицированность всех включенных в среду материалов, средств, оборудования и игрушек.
  6. Направленность на своевременное и всестороннее развитии личности ребенка дошкольного возраста.
  7. Опора на основные формы работа с детьми, в рамках каждой конкретной группы дошкольной организации.
  8. Обеспечение условий для организации продуктивной деятельности детей.
  9. Познавательно-исследовательская направленность.
  10. Стимулирование двигательной активности.
  11. Учет региональных, национальных и этнических особенностей воспитания, обучения и развития детей в дошкольной организации.
  12. Соответствие реализации образовательных областей
Дата последнего обновления статьи: 23.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot