Развивающая предметно-пространственная среда – это совокупность материально-технических объектов, ориентированных на построение пространственной сферы, способствующей развитию духовных, нравственных, физических и интеллектуальных свойств личности подрастающего поколения.
Данная среда предполагает такую модель развивающего пространства, в котором ребенок будет чувствовать себя уверенно и развивать свои личностные качества и задатки.
Современное предметно-развивающее пространство проектируется в дошкольных образовательных организациях в соответствии с направлениями образовательной политики страны и требованиями ФГОС ДО, которые отражают социальный заказ общества к системе дошкольного образования.
Целевое назначение проектирования предметно-пространственной развивающей среды ДОО
Создание предметно-развивающего пространства в дошкольном учреждении входит в состав единого образовательного пространства ДОУ. Построение данной среды ориентировано на решение разнообразных образовательных и воспитательных задач.
Предметно-пространственная среды ДОУ носит развивающую ориентацию – направлена на всестороннее гармоничное развитие личности дошкольника, независимо от особенностей его развития, потребностей и возможностей.
Современные образовательные стандарты - ФГОС ДО формируют условия построения развивающего пространства и определяют его назначение.
ФГОС ЛО утверждены следующие параметры деятельности предметно-пространственной развивающей среды:
- Обеспечение сохранности всех аспектов здоровья дошкольников, создание условий для эмоционального и психического благополучия детей.
- Компоненты развивающего пространства должны способствовать максимальной реализации образовательного потенциала ДОУ и использоваться, исходя из индивидуальных возрастных потребностей развития дошкольников.
- Обеспечение вариативности образовательной деятельности. Развивающее пространство дает каждому дошкольнику свободу выбора его интеллектуальной, физической и иных видов деятельности, за счет разнообразия компонентов среды и возможностей их использования в разных видах деятельности.
- Привлечение к образовательному процессу родителей. Предметно-пространственная среда ДОУ должна носить открытый характер, чтобы родители знали о деятельности детей и могли принимать в ней участие.
- Обеспечение равноправия и равноценности каждого пользователя развивающего пространства. Насыщение предметно-пространственной развивающей среды должно отвечать потребностям и возможностям каждого дошкольника, исходя из особенностей его национальной принадлежностей, религиозной концепции, социальному статусу, отклонений в развитии. Это требует использования разнообразных компонентов в среде, ориентированных на разностороннее применение.
- Обеспечение развития ребенка. Пространственная среда ДОУ должна способствовать развитию личности дошкольника. Это требует ее непрерывного обновления, наполнения новым содержанием, отвечающем потребностям текущего возрастного этапа развития дошкольника и его познавательным возможностям. Среда должна быть развивающейся и совершенствующейся.
Принципы проектирования развивающей предметно-пространственной среды ДОО
При построении развивающего пространства в дошкольной образовательной организации осуществляется опора на следующие принципы:
- Принцип насыщенности. Он означает, что в развивающее пространство должны входить компоненты, которые помогут реализовать игровую, познавательную, экспериментальную и творческую деятельность дошкольников конкретной возрастной группы. Предметы среды должны отвечать возрастным потребностям дошкольников и уровню их развития, ориентируя детей на участие в познавательной, творческой и иных видах деятельности, способствующей всестороннему развитию их личности.
- Принцип гибкости. Он означает наличие возможности изменения предметно-развивающего пространства, его состава, исходя из конкретной образовательной ситуации и меняющихся потребностей дошкольников.
- Принцип полифункциональности. Компоненты развивающего пространства должны быть разнообразными и иметь возможность использоваться в разных видах и направлениях деятельности дошкольников.
- Принцип доступности. Все объекты среды должны быть доступны для использования каждым дошкольником в любом виде его деятельности.
- Принцип безопасности. Объекты среды должны быть безопасными для здоровья дошкольников, не приносить вред их физическому и психическому состоянию, эмоциональному балансу. Это означает, что компоненты развивающего пространства должны подбираться в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и законами безопасности жизнедеятельности.
- Принцип целостности образовательного процесса. Развивающая среда должна быть ориентирована на поэтапное обучение и развитие дошкольников, преемственность всех этапов образовательной деятельности.
- Принцип сбалансированности. Он означает, что наполненность предметного пространства традиционными и инновационными объектами. Это позволяет сделать процесс обучения более увлекательным и рациональным, удовлетворить потребности каждого дошкольника и сформировать у него разнообразные компетентности.
- Принцип творческой активности. Среда должна давать детям возможности раскрытия своего природного потенциала, творческих задатков, творческого самовыражения. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно проектировать состав компонентов предметно-пространственной среды.
- Принцип зонирования. Развивающее пространство должно быть разделено на зоны, которые дают возможности заниматься детям одновременно разными видами деятельности.
Рисунок 1. Основные составляющие предметно-пространственной развивающей среды ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Условия эффективного проектирования предметно-пространственной развивающей среды ДОУ
При построении развивающей среды в ДОУ, должны быть учтены некоторые условия, обеспечивающие эффективность функционирования предметно-пространственной области. К этим условиям относятся:
- Возрастные и индивидуальные особенности развития дошкольников;
- Опыт предметно-развивающей деятельности;
- Опыт коммуникативного развития дошкольников;
- Ориентация на формирование навыков продуктивной деятельности;
- Направленность на развитие познавательной активности и познавательной заинтересованности дошкольников;
- Привлечение детей к созданию и изменению предметно-развивающего пространства;
- Информативность предметно-пространственной среды;
- Обеспечение выполнения разнообразных образовательных программ. Необходимо учитывать особенности той программы, по которой реализуется учебно-воспитательный процесс ДОО;
- Построение системы взаимодействия между детьми и взрослыми;
- Развитие двигательной и познавательной активности дошкольников.