Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проектирование предметно-пространственной развивающей среды в ДОО в соответствии с ФГОС

Определение 1

Развивающая предметно-пространственная среда – это совокупность материально-технических объектов, ориентированных на построение пространственной сферы, способствующей развитию духовных, нравственных, физических и интеллектуальных свойств личности подрастающего поколения.

Данная среда предполагает такую модель развивающего пространства, в котором ребенок будет чувствовать себя уверенно и развивать свои личностные качества и задатки.

Современное предметно-развивающее пространство проектируется в дошкольных образовательных организациях в соответствии с направлениями образовательной политики страны и требованиями ФГОС ДО, которые отражают социальный заказ общества к системе дошкольного образования.

Целевое назначение проектирования предметно-пространственной развивающей среды ДОО

Создание предметно-развивающего пространства в дошкольном учреждении входит в состав единого образовательного пространства ДОУ. Построение данной среды ориентировано на решение разнообразных образовательных и воспитательных задач.

Предметно-пространственная среды ДОУ носит развивающую ориентацию – направлена на всестороннее гармоничное развитие личности дошкольника, независимо от особенностей его развития, потребностей и возможностей.

Современные образовательные стандарты - ФГОС ДО формируют условия построения развивающего пространства и определяют его назначение.

ФГОС ЛО утверждены следующие параметры деятельности предметно-пространственной развивающей среды:

  1. Обеспечение сохранности всех аспектов здоровья дошкольников, создание условий для эмоционального и психического благополучия детей.
  2. Компоненты развивающего пространства должны способствовать максимальной реализации образовательного потенциала ДОУ и использоваться, исходя из индивидуальных возрастных потребностей развития дошкольников.
  3. Обеспечение вариативности образовательной деятельности. Развивающее пространство дает каждому дошкольнику свободу выбора его интеллектуальной, физической и иных видов деятельности, за счет разнообразия компонентов среды и возможностей их использования в разных видах деятельности.
  4. Привлечение к образовательному процессу родителей. Предметно-пространственная среда ДОУ должна носить открытый характер, чтобы родители знали о деятельности детей и могли принимать в ней участие.
  5. Обеспечение равноправия и равноценности каждого пользователя развивающего пространства. Насыщение предметно-пространственной развивающей среды должно отвечать потребностям и возможностям каждого дошкольника, исходя из особенностей его национальной принадлежностей, религиозной концепции, социальному статусу, отклонений в развитии. Это требует использования разнообразных компонентов в среде, ориентированных на разностороннее применение.
  6. Обеспечение развития ребенка. Пространственная среда ДОУ должна способствовать развитию личности дошкольника. Это требует ее непрерывного обновления, наполнения новым содержанием, отвечающем потребностям текущего возрастного этапа развития дошкольника и его познавательным возможностям. Среда должна быть развивающейся и совершенствующейся.
«Проектирование предметно-пространственной развивающей среды в ДОО в соответствии с ФГОС» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Принципы проектирования развивающей предметно-пространственной среды ДОО

При построении развивающего пространства в дошкольной образовательной организации осуществляется опора на следующие принципы:

  • Принцип насыщенности. Он означает, что в развивающее пространство должны входить компоненты, которые помогут реализовать игровую, познавательную, экспериментальную и творческую деятельность дошкольников конкретной возрастной группы. Предметы среды должны отвечать возрастным потребностям дошкольников и уровню их развития, ориентируя детей на участие в познавательной, творческой и иных видах деятельности, способствующей всестороннему развитию их личности.
  • Принцип гибкости. Он означает наличие возможности изменения предметно-развивающего пространства, его состава, исходя из конкретной образовательной ситуации и меняющихся потребностей дошкольников.
  • Принцип полифункциональности. Компоненты развивающего пространства должны быть разнообразными и иметь возможность использоваться в разных видах и направлениях деятельности дошкольников.
  • Принцип доступности. Все объекты среды должны быть доступны для использования каждым дошкольником в любом виде его деятельности.
  • Принцип безопасности. Объекты среды должны быть безопасными для здоровья дошкольников, не приносить вред их физическому и психическому состоянию, эмоциональному балансу. Это означает, что компоненты развивающего пространства должны подбираться в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и законами безопасности жизнедеятельности.
  • Принцип целостности образовательного процесса. Развивающая среда должна быть ориентирована на поэтапное обучение и развитие дошкольников, преемственность всех этапов образовательной деятельности.
  • Принцип сбалансированности. Он означает, что наполненность предметного пространства традиционными и инновационными объектами. Это позволяет сделать процесс обучения более увлекательным и рациональным, удовлетворить потребности каждого дошкольника и сформировать у него разнообразные компетентности.
  • Принцип творческой активности. Среда должна давать детям возможности раскрытия своего природного потенциала, творческих задатков, творческого самовыражения. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно проектировать состав компонентов предметно-пространственной среды.
  • Принцип зонирования. Развивающее пространство должно быть разделено на зоны, которые дают возможности заниматься детям одновременно разными видами деятельности.

Основные составляющие предметно-пространственной развивающей среды ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Основные составляющие предметно-пространственной развивающей среды ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Условия эффективного проектирования предметно-пространственной развивающей среды ДОУ

При построении развивающей среды в ДОУ, должны быть учтены некоторые условия, обеспечивающие эффективность функционирования предметно-пространственной области. К этим условиям относятся:

  1. Возрастные и индивидуальные особенности развития дошкольников;
  2. Опыт предметно-развивающей деятельности;
  3. Опыт коммуникативного развития дошкольников;
  4. Ориентация на формирование навыков продуктивной деятельности;
  5. Направленность на развитие познавательной активности и познавательной заинтересованности дошкольников;
  6. Привлечение детей к созданию и изменению предметно-развивающего пространства;
  7. Информативность предметно-пространственной среды;
  8. Обеспечение выполнения разнообразных образовательных программ. Необходимо учитывать особенности той программы, по которой реализуется учебно-воспитательный процесс ДОО;
  9. Построение системы взаимодействия между детьми и взрослыми;
  10. Развитие двигательной и познавательной активности дошкольников.
Дата последнего обновления статьи: 22.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot