Содержание дошкольного образования в соответствии ФГОС ДО
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – это обязательные требования, которые предъявляются к образованию на определенном уровне либо к направлению профессиональной подготовки, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функцию выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования.
Иными словами, ФГОС представлен стандартом качества дошкольного образования. Сейчас действует «новый» Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. И ФГОС ДО является требованием нового закона «Об образовании», в котором дошкольное образование признается в качестве самостоятельного уровня общего образования, а это означает, что теперь оно работает в соответствии со стандартами, так как каждый уровень образования стандартизируется.
Стандарты разрабатываются для придания единства российской системе образования.
ФГОС ДО включает 3 группы требований:
- к структуре ООП;
- к условиям реализации ООП;
- к результатам освоения ООП.
А также включает 5 образовательных областей:
- физическое развитие;
- познавательное развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- социально-коммуникативное, или социально-личностное развитие;
- речевое развитие.
60% программы – обязательные и только 40% - вариативная часть.
Требования ФГОС
Стандартом выдвигается три группы требований, предполагающих:
- основную образовательную программу дошкольного образования;
- условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
- результаты освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Требования ФГОС к результатам освоения Программы представлены целевыми ориентирами дошкольного образования, представляющими социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений детей на стадии завершения уровня дошкольного образования.
Основная структурная единица развития ДОУ – взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса в системе «педагог-ребенок-родитель».
Новые модели сотрудничества детского сада и семьи базируются на доверии и партнерстве и направляются на розыск общих решений, способствующих вовлечению родителей в единое образовательное пространство и рост рейтинга ДОУ.
Идеальной реализацией дошкольного образования выступает необходимость получения ребенком гармоничного всестороннего развития, учитывая его индивидуальные особенности, каждый этап обучения при этом должен вызывать интерес.
Основные принципы обучения и воспитания
К основным принципам воспитания и обучения относят:
- полноценное проживание детьми всех стадий детства, то есть младенчества, раннего и дошкольного периодов, а также обогащение, или амплификация детского развития;
- построение образовательной деятельности на основании индивидуальных особенностей детей, когда каждый ребенок сам активно выбирает содержание собственного образования, становясь субъектом образования;
- содействие и сотрудничество взрослых и детей, признание ребенка в качестве полноценного участника, то есть субъекта образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в разных типах деятельности;
- сотрудничество образовательной организации и семьи;
- приобщение воспитанников к социокультурным нормам и традициям семей, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных типах деятельности;
- возрастная адекватность образования дошкольников, то есть соответствие условий и требований возрасту детей;
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Особенности планирования образовательной деятельности
Планирование педагогической деятельности – это заранее определенный порядок и последовательность реализации воспитательно-образовательной деятельности с перечислением необходимых условий, средств, форм и методов.
К принципам планирования относят научность, перспективность, регулярность, конкретность, последовательность и повторность.
Чтобы создать систему планирования в ДОУ используют годовое, перспективное, календарное и календарно-перспективное планирование.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования не содержит жестко заданных требований к каждой из названных форм планирования образовательной деятельности, в связи с чем он может составляться в любой форме, наиболее удобной для педагога. Но эта форма должна быть гибкой, эффективной и целостной. У каждого педагога есть своя система планирования, каждый обладает собственной разработкой планов и отдельных организационных моментов. В современном планировании необходимо соблюдать следующие условия:
- объективно оценивать уровень своей работы в момент планирования;
- выделять цели и задачи планирования на определенный промежуток времени;
- соотносить цели и задачи с образовательной программой дошкольной образовательной организации;
- учитывать приоритетные направления ДОО;
- четко представлять результаты работы, которые необходимо достичь к концу планируемого периода;
- выбирать оптимальные пути, средства и методы, которые помогут добиться поставленных целей, то есть получить планируемый результат;
- учитывать специфические особенности возрастной группы детей;
- учитывать возможности педагогического коллектива, реальную обстановку и условия, в которых образовательная деятельность осуществляется;
- уровень профессиональной компетентности педагогов.
Важно, чтобы планирование не вступало в противоречие с образовательной программой дошкольной образовательной организации и могло бы учесть все приоритетные направления деятельности, определив тем самым перспективу развития ДОО.