Наглядные пособия на занятиях живописью
Художественное образование – это многоступенчатый процесс, основные составляющие которого – детские художественные школы, средние и высшие профессиональные художественные учебные заведения. Детские художественные школы являются начальным этапом художественного образования, на котором идет заложение основ профессиональной изобразительной грамотности, раскрывается творческий потенциал учеников в области изобразительного искусства.
Наглядные пособия– необходимое условие для результативной работы педагога по живописи. Часто педагог вынужден самостоятельно изготавливать такие пособия, способствуя расширению и обогащению визуального ряда урока, помогая детям осмыслять решение определенной изобразительной задачи.
При самостоятельном выполнении наглядных пособий у учителя есть возможность реализации своих художественных способностей, демонстрации профессионализма художника и мастерства педагога. Такими пособиями создается авторский визуальный ряд каждого конкретного урока.
Выделяют несколько обязательных критериев наглядности на занятиях живописью:
- степень соответствия учебному материалу;
- не перегружать зрительными впечатлениями;
- в зрительном ряду не должно содержаться готового решения поставленной на уроке цели;
- активное пользование современными ТСО.
Виды учебных наглядных пособий
Средства наглядности, которые применяются в процессе обучения, крайне разнообразны.
Выделяют несколько видов учебных наглядных пособий:
- предметно-образные – натуральные и объемно-образные. Натуральные наглядные пособия – это натуральные объекты, истинные предметы, которые специально обрабатываются, чтобы можно было использовать их в учебном процессе, например, гербарий, коллекция, препарат, скелет, чучело и пр.
- объемно-образные – передают объекты изучения не в натуральном их виде, а как объемный образец, представляя трехмерное изображение объекта. Объемно-образными пособиями являются модель, макет, муляж.
- знаковые пособия включают образно-знаковые и условно-знаковые пособия. Образно-знаковые пособия – это пособия, внутри которых изучаемые объекты передают как образные двухмерные изображения посредством разнообразных знаков или знаковых систем, сюда относятся картины, рисунки, аппликации, портреты, диапозитивы, фотографии, кинофильмы и пр.
- условно-знаковые пособия передают изучаемые объекты посредством знаков в абстрагированной форме. Условно-знаковыми пособиями являются карты, чертежи, схемы, уравнения, формулы и пр.
Наглядные пособия, которые используют на занятиях по живописи с 1 по 4 класс художественной школы, можно разделить на несколько групп:
- предметы, выступающие как объект изображения на уроке живописи;
- модели, которыми объясняются конструктивные закономерности построения предметов, законы перспективы, светотени, цветоведение, декоративная переработка форм растительности и животных;
- схематические таблицы и рисунки – помогают демонстрировать поэтапное выполнение рисунка или живописного этюда. Их используют, чтобы объяснить законы перспективы, понятия холодного и теплого цветов, колорита, среднего цветового тона и пр. Таблицы могут заменить рисунок педагога на классной доске, в связи с чем их использование помогает сэкономить время учеников. Хорошие результаты предоставляет демонстрация динамических таблиц, представляющих собой таблицы, на которых изображен предмет или группа предметов, пейзаж, накрытый прозрачным листом с элементами схемы;
- репродукции картин, рисунков, изображений предметов декоративно-прикладного искусства – используются педагогом, чтобы познакомить детей с творчеством выдающихся мастеров изобразительного искусства, а также с искусством народных умельцев;
- педагогические рисунки – используются учителем для разбора хода выполнения рисунка, объяснения определенного приема работы карандашом или кистью, демонстрации конструктивного построения и пространственного положения изображаемого объекта. Обычно педагогический рисунок выполняют мелом на классной доске, либо акварельными или гуашевыми красками на больших листах бумаги;
- технические средства обучения - дают возможность реализовывать одну или сразу несколько дидактических функций посредством использования специальных технических устройств. Экранные наглядные пособия помогают активизировать мысль учащихся, способствует эмоциональному отношению к материалу, всем этим повышая эффективность занятия. Благодаря экранным наглядным пособиям можно рассматривать кадр сколько угодно времени, более детально и подробно анализировать и характеризовать изображение.
Наглядные пособия педагог может создавать самостоятельно, подбирая в презентацию подходящие картины, этапы создания рисунка и уделяя особое внимание деталям. Использование наглядных пособий дает положительные результаты только если соблюдается правильная методика их демонстрации. Если урок перегружен пособиями, это отвлекает внимание учащихся, мешая им сосредотачиваться не только на главном, но и на какой-то конкретной черте.
При самостоятельной разработке наглядных пособий, учителю следует соблюдать правила эстетического оформления таблиц и репродукций, которые изготавливаются в условиях школы.
Вспомогательными средствами учебного процесса считаются те, которые представляют составную часть оснащения учебного процесса, а также те, которые не выполняют никаких дидактических функций (мел, доска, бумага, учебные принадлежности и пр.).