Системное описание процесса обучения
Под понятием «система» в современной науке подразумевают нечто целое, что было раздроблено на элементы, которые продолжают взаимодействовать между собой. Под «обучением» понимают управляемый процесс, в результате которого поэтапно достигается некая цель обучения, в ходе этого процесса система переходит из имеющегося состояния в цельное состояние.
В процессе обучения учитель - это управляющая подсистема, а ученик - управляемая подсистема. Эти две подсистемы находятся в постоянном взаимодействии в ходе процесса обучения.
Целью системы обучения является формирование личностных качеств ученика, в ходе его у ученика должны появиться новые знания по предмету. Под развитием в данной системе понимается переход от обучения под воздействие педагога к самообучению. Когда у ученика сформирована способность к самообучению, считается, что ученик может покинуть систему.
Под понятием «моделирование» понимается метод исследования объектов на основе их моделей. Система (модель) обучения состоит из:
- условий
- обучения
- результата
Само обучение включает в себя:
- модель учения,
- модель эмоционально-интеллектуального взаимодействия,
- модель преподавания
Под «учением» в данном концепте понимают деятельность ученика, которая определяется деятельностью педагога. Эта деятельность в свою очередь подчиняется основным целям образования: усвоению знаний, формированию умений, навыков, форм поведения и так далее.
Педагогическая деятельность рефлексирует отношения «преподавание-учение». Она имеет место быть в том случае, когда познавательная деятельность следует определенному плану, который необходим для достижения целей обучения.
Модель эмоционально-интеллектуального взаимодействия педагога и ученика
Процесс эмоционального и интеллектуального взаимодействия, который осуществляется педагогом и учеником называется моделью обучения.
Каждый элемент этой модели обладает рядом характеристик, а именно:
- активностью
- осознанностью
- целеустремленностью
- инициативностью
- ответственностью
- самоорганизацией
Общение и сотрудничество между педагогом и учеником основано на эмоционально-интеллектуальной составляющей. Несмотря на это, в подобном взаимодействии нельзя исключать элементы противостояния и конфликта.
Модель эмоционально-интеллектуального взаимодействия педагога и ученика принято рассматривать с точки зрения теории рефлексивного управления.
Структура этой модели состоит из трех составляющих:
- перцептивная
- интерактивная
- коммуникативная
Перцептивная составляющая подразумевает восприятие и понимание участников образовательного процесса друг друга.
Интерактивная составляющая подразумевает эмоционально-интеллектуальное взаимодействие педагога и ученика, их совместную работу и достижение целей.
Коммуникативная составляющая подразумевает специфику передачи и приема информации членами процесса обучения.
В процессе реализации этой модели часто возникают неверное интерпретирование ситуации. Например, педагог чаще снисходителен к «сильному» ученику нежели к «слабому».
Неверной является модель поведения педагога, который строит свои взаимоотношения с учеником на основе мнения других преподавателей. Так же ошибочно строить дальнейшие взаимоотношения на основе первого впечатления об ученике, то есть досочно часто первое впечатление оказывает на педагога сильное влияние, и он в дальнейшем выстраивает отношения с учеником на его основе.
Статистика и динамика модели учения
Учебная деятельность может быть рассмотрена с двух позиций:
- в статике
- в динамике
В статичной модели деятельности предшествует осознание необходимости деятельности. Иными словами, зачем человеку получать образование. Эту модель представляют следующим образом:
- система мотивов (верхний уровень»)
- система дидактических целей, процесс, условия и средства деятельности (средний уровень)
- результат (низший (третий) уровень)
Система мотивов представлена убеждениями, ценностями, интересами учащегося.
Система дидактических целей подразумевает овладение знаниями, умениями, навыками.
Процесс подразумевает непосредственно конкретные вид деятельности.
Условия и средства делятся на две основные группы:
- субъективные
- объективные
К субъективные условиям и средствам относятся обученность, здоровье, психическое развитие. К объективным условиям и средствам относятся информационные источники, педагог, ТСО и др.
Под результатом понимают получение учеником опыта, который в дальнейшем влияет на поведение и мировоззрение учащегося.
Динамическая составляющая модели обучения представлена следующим образом: на вершине модели находятся система мотивов, условий и средства.
Затем учащийся принимает требования педагога, ставит собственные цели учения, затем выбирает значимые условия и средства, разрабатывает программу конкретных действий.
Затем начинается этап реализации программы, затем выполняется контроль результатов действий, оценивается результат выполненных, происходит принятие норм, эталонов, критериев оценок. При необходимости предпринимаются действия в отношении коррекции действий.
Особенности модели преподавания
В процессе преподавания перед педагогом стоит задача сформировать у ученика полезного дисциплинарного знания. Под понятием полезное дисциплинарное знание понимается некое знание, которое будет связано с другими знаниями в контексте этой дисциплины или других дисциплин, или в контексте действительности вообще.
Деятельность педагога представлена с двух сторон: с одной стороны она заключается в моделировании дисциплинарного содержания образования, с другой – в моделировании учебной деятельности учащихся.
Модель преподавания включает в себя две основные задачи:
- формирование у учащихся системных знаний по дисциплине
- организация результативной учебной деятельности
Деятельность педагога представлена в трех основных этапах:
- подготовительный
- исполнительный
- проектировочной