Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Логика процесса обучения

Структура усвоения учебного материала учениками зависит от логичности учебного процесса. В теории обучения центральным вопросом является логика процесса обучения.

Замечание 1

Логика процесса обучения не является тем же самым что и логика содержания дисциплины. Логика учебного процесса предполагает совокупность логики содержания учебной дисциплины с психологическим осознанием учащимися материала.

Логика учебного процесса ставит перед собой следующие вопросы:

  • каким образом сформулировать перед учащимися задачу обучения
  • какой, в какой форме и в каком объеме необходимо предоставить учебный материал
  • какие задания и упражнения использовать для отработки материала
  • что предложить в качестве домашнего задания, самостоятельной работы

Традиционно в практике обучения утвердилась логика обучения от восприятия конкретных предметов и явлений к образованию представлений, и от обобщения конкретных представлений к понятиям. Эта логика подходит как для начальных классов, так и для среднего и старшего звена.

Замечание 2

В процессе обучения необходимо использовать как индуктивно-аналитическую, так и дедуктивно-синтетическую логику.

Немаловажную роль в логичности учебного процесса играет чувственное познание. Во время этого процесса происходит чувственное проникновение в сущность предмета, при этом задействовано максимальное количество органов чувств. В основе чувственного познания лежат:

Восприятие в логике процесса обучения

Под восприятием понимают создание в сознании человека образов предметов внешнего мира через ощущения органов чувств. Ощущения предполагают отражение в сознании лишь некоторых качеств предмета, в то время как восприятие дает полное представление о предмете.

«Логика процесса обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В том случае если восприятие оценивается как целенаправленная детальность, следует учитывать тот факт, что наиболее восприимчивым является зрительный канал. Но в процессе обучения восприятие зависит в большей степени от мозга, поэтому на одну информационную единицу, которую необходимо усвоить ученику ,педагог должен давать две единицы пояснительной информации.

На процесс восприятия информации в ходе обучения оказывает влияние множество факторов, а именно:

  • частота передачи информации
  • тем передачи информации
  • психическое состояние учащегося
  • время суток и др.

Содержание восприятия находится в зависимости от:

  • задач которые стоит перед учащимся
  • мотивов учебной деятельности учащегося
  • эмоции, оказывающее влияние на восприятие информации

Управление процессом восприятия зависит от:

  • личностных особенностей учащегося
  • интересов учащегося
  • мировоззрения учащегося

Абстрактное мышление в логике процесса обучения

В логике процесса обучения немаловажную роль играет абстрактное мышление. Абстрактное мышление включает в себя понимание, осмысление и обобщение информации. Информация, которую воспринял мозг человека имеет определённое смысловое значение. Восприятие тесно связано с мышлением. Сознательное восприятие предмета предполагает мысленное называние этого предмета, далее предмет соотносится с определенным классом предметов.

Понимание информации основывается на первичных установках и связях между предметами, которые уже имеются в сознании. То есть идет формирование связей между информацией из прошлого опыта и новой информацией.

Осмысление информации невозможно без анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации и систематизации и др. Когда ученик осмысливает учебный материал в его сознании формируется отношение к этой информации, он осознает какое социальное значение она для него имеет. В результате происходит общение знаний.

Под обобщением понимают систематизация общих характеристик предметов и явлений. Научные понятия всегда являются абстрактными. Когда ученик может использовать научные понятия в своей мыслительной деятельности, у него начинает формироваться способность к суждениям. Далее ученик может сопоставлять свои суждения и приходить к определённым выводам на их основе.

Замечание 3

В процессе обучения можно применять и аналитическую, и дедуктивно-синтетическую логику учебного процесса. При использовании индуктивно-аналитического пути обобщение завершает обучение, а при дедуктивно-синтетической логике обобщение вводится в начале обучения.

Применение теоретических знаний в практической деятельности

Для того чтобы точно быть уверенным, усвоил ученик знания или нет, необходимо проверить насколько успешно он может применять эти знания в своей практической деятельности. Для начала происходит процесс прочного усвоения знаний, которые в дальнейшем применяются на практике и чем успешнее их применение, тем соответственно лучше эти знания усвоены. В данном случае речь идет о конкретизации, то есть умении использовать теоретически усвоенные знания в практической деятельности. В учебной практике этот процесс начинается с того, что педагог просит ученика привести свой пример на основе некого правила, закона. Знания могут применятся в абсолютно разных сферах:

  • упражнения в учебных целях
  • лабораторные работы
  • исследовательские проекты
  • работа на предприятии

Закономерности и принципы процесса обучения

Логика процесса обучения неотъемлемым образом связана с закономерностями и принципами этого процесса. Основными закономерностями процесса обучения являются:

  • закон социальной значимости целей, содержания и методов обучения
  • закон воспитывающего и развивающего обучения
  • закон взаимосвязи теории и практики
  • закон единства педагогического процесса
  • закон взаимосвязи отношений педагога и ученика

Основными принципами процесса обучения являются:

  1. принцип воспитывающего обучения
  2. принцип научности обучения
  3. принцип связи теоретического материала с практикой деятельностью
  4. принцип систематичности обучения
  5. принцип доступности обучения
  6. принцип наглядности обучения
  7. принцип сознательности
  8. принцип активности
  9. принцип прочности усвоения знаний
Дата последнего обновления статьи: 03.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot