Структура усвоения учебного материала учениками зависит от логичности учебного процесса. В теории обучения центральным вопросом является логика процесса обучения.
Логика процесса обучения не является тем же самым что и логика содержания дисциплины. Логика учебного процесса предполагает совокупность логики содержания учебной дисциплины с психологическим осознанием учащимися материала.
Логика учебного процесса ставит перед собой следующие вопросы:
- каким образом сформулировать перед учащимися задачу обучения
- какой, в какой форме и в каком объеме необходимо предоставить учебный материал
- какие задания и упражнения использовать для отработки материала
- что предложить в качестве домашнего задания, самостоятельной работы
Традиционно в практике обучения утвердилась логика обучения от восприятия конкретных предметов и явлений к образованию представлений, и от обобщения конкретных представлений к понятиям. Эта логика подходит как для начальных классов, так и для среднего и старшего звена.
В процессе обучения необходимо использовать как индуктивно-аналитическую, так и дедуктивно-синтетическую логику.
Немаловажную роль в логичности учебного процесса играет чувственное познание. Во время этого процесса происходит чувственное проникновение в сущность предмета, при этом задействовано максимальное количество органов чувств. В основе чувственного познания лежат:
- ощущение
- восприятие
Восприятие в логике процесса обучения
Под восприятием понимают создание в сознании человека образов предметов внешнего мира через ощущения органов чувств. Ощущения предполагают отражение в сознании лишь некоторых качеств предмета, в то время как восприятие дает полное представление о предмете.
В том случае если восприятие оценивается как целенаправленная детальность, следует учитывать тот факт, что наиболее восприимчивым является зрительный канал. Но в процессе обучения восприятие зависит в большей степени от мозга, поэтому на одну информационную единицу, которую необходимо усвоить ученику ,педагог должен давать две единицы пояснительной информации.
На процесс восприятия информации в ходе обучения оказывает влияние множество факторов, а именно:
- частота передачи информации
- тем передачи информации
- психическое состояние учащегося
- время суток и др.
Содержание восприятия находится в зависимости от:
- задач которые стоит перед учащимся
- мотивов учебной деятельности учащегося
- эмоции, оказывающее влияние на восприятие информации
Управление процессом восприятия зависит от:
- личностных особенностей учащегося
- интересов учащегося
- мировоззрения учащегося
Абстрактное мышление в логике процесса обучения
В логике процесса обучения немаловажную роль играет абстрактное мышление. Абстрактное мышление включает в себя понимание, осмысление и обобщение информации. Информация, которую воспринял мозг человека имеет определённое смысловое значение. Восприятие тесно связано с мышлением. Сознательное восприятие предмета предполагает мысленное называние этого предмета, далее предмет соотносится с определенным классом предметов.
Понимание информации основывается на первичных установках и связях между предметами, которые уже имеются в сознании. То есть идет формирование связей между информацией из прошлого опыта и новой информацией.
Осмысление информации невозможно без анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации и систематизации и др. Когда ученик осмысливает учебный материал в его сознании формируется отношение к этой информации, он осознает какое социальное значение она для него имеет. В результате происходит общение знаний.
Под обобщением понимают систематизация общих характеристик предметов и явлений. Научные понятия всегда являются абстрактными. Когда ученик может использовать научные понятия в своей мыслительной деятельности, у него начинает формироваться способность к суждениям. Далее ученик может сопоставлять свои суждения и приходить к определённым выводам на их основе.
В процессе обучения можно применять и аналитическую, и дедуктивно-синтетическую логику учебного процесса. При использовании индуктивно-аналитического пути обобщение завершает обучение, а при дедуктивно-синтетической логике обобщение вводится в начале обучения.
Применение теоретических знаний в практической деятельности
Для того чтобы точно быть уверенным, усвоил ученик знания или нет, необходимо проверить насколько успешно он может применять эти знания в своей практической деятельности. Для начала происходит процесс прочного усвоения знаний, которые в дальнейшем применяются на практике и чем успешнее их применение, тем соответственно лучше эти знания усвоены. В данном случае речь идет о конкретизации, то есть умении использовать теоретически усвоенные знания в практической деятельности. В учебной практике этот процесс начинается с того, что педагог просит ученика привести свой пример на основе некого правила, закона. Знания могут применятся в абсолютно разных сферах:
- упражнения в учебных целях
- лабораторные работы
- исследовательские проекты
- работа на предприятии
Закономерности и принципы процесса обучения
Логика процесса обучения неотъемлемым образом связана с закономерностями и принципами этого процесса. Основными закономерностями процесса обучения являются:
- закон социальной значимости целей, содержания и методов обучения
- закон воспитывающего и развивающего обучения
- закон взаимосвязи теории и практики
- закон единства педагогического процесса
- закон взаимосвязи отношений педагога и ученика
Основными принципами процесса обучения являются:
- принцип воспитывающего обучения
- принцип научности обучения
- принцип связи теоретического материала с практикой деятельностью
- принцип систематичности обучения
- принцип доступности обучения
- принцип наглядности обучения
- принцип сознательности
- принцип активности
- принцип прочности усвоения знаний