Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Логика процесса обучения

Структура усвоения учебного материала учениками зависит от логичности учебного процесса. В теории обучения центральным вопросом является логика процесса обучения.

Замечание 1

Логика процесса обучения не является тем же самым что и логика содержания дисциплины. Логика учебного процесса предполагает совокупность логики содержания учебной дисциплины с психологическим осознанием учащимися материала.

Логика учебного процесса ставит перед собой следующие вопросы:

  • каким образом сформулировать перед учащимися задачу обучения
  • какой, в какой форме и в каком объеме необходимо предоставить учебный материал
  • какие задания и упражнения использовать для отработки материала
  • что предложить в качестве домашнего задания, самостоятельной работы

Традиционно в практике обучения утвердилась логика обучения от восприятия конкретных предметов и явлений к образованию представлений, и от обобщения конкретных представлений к понятиям. Эта логика подходит как для начальных классов, так и для среднего и старшего звена.

Замечание 2

В процессе обучения необходимо использовать как индуктивно-аналитическую, так и дедуктивно-синтетическую логику.

Немаловажную роль в логичности учебного процесса играет чувственное познание. Во время этого процесса происходит чувственное проникновение в сущность предмета, при этом задействовано максимальное количество органов чувств. В основе чувственного познания лежат:

Восприятие в логике процесса обучения

Под восприятием понимают создание в сознании человека образов предметов внешнего мира через ощущения органов чувств. Ощущения предполагают отражение в сознании лишь некоторых качеств предмета, в то время как восприятие дает полное представление о предмете.

«Логика процесса обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В том случае если восприятие оценивается как целенаправленная детальность, следует учитывать тот факт, что наиболее восприимчивым является зрительный канал. Но в процессе обучения восприятие зависит в большей степени от мозга, поэтому на одну информационную единицу, которую необходимо усвоить ученику ,педагог должен давать две единицы пояснительной информации.

На процесс восприятия информации в ходе обучения оказывает влияние множество факторов, а именно:

  • частота передачи информации
  • тем передачи информации
  • психическое состояние учащегося
  • время суток и др.

Содержание восприятия находится в зависимости от:

  • задач которые стоит перед учащимся
  • мотивов учебной деятельности учащегося
  • эмоции, оказывающее влияние на восприятие информации

Управление процессом восприятия зависит от:

  • личностных особенностей учащегося
  • интересов учащегося
  • мировоззрения учащегося

Абстрактное мышление в логике процесса обучения

В логике процесса обучения немаловажную роль играет абстрактное мышление. Абстрактное мышление включает в себя понимание, осмысление и обобщение информации. Информация, которую воспринял мозг человека имеет определённое смысловое значение. Восприятие тесно связано с мышлением. Сознательное восприятие предмета предполагает мысленное называние этого предмета, далее предмет соотносится с определенным классом предметов.

Понимание информации основывается на первичных установках и связях между предметами, которые уже имеются в сознании. То есть идет формирование связей между информацией из прошлого опыта и новой информацией.

Осмысление информации невозможно без анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации и систематизации и др. Когда ученик осмысливает учебный материал в его сознании формируется отношение к этой информации, он осознает какое социальное значение она для него имеет. В результате происходит общение знаний.

Под обобщением понимают систематизация общих характеристик предметов и явлений. Научные понятия всегда являются абстрактными. Когда ученик может использовать научные понятия в своей мыслительной деятельности, у него начинает формироваться способность к суждениям. Далее ученик может сопоставлять свои суждения и приходить к определённым выводам на их основе.

Замечание 3

В процессе обучения можно применять и аналитическую, и дедуктивно-синтетическую логику учебного процесса. При использовании индуктивно-аналитического пути обобщение завершает обучение, а при дедуктивно-синтетической логике обобщение вводится в начале обучения.

Применение теоретических знаний в практической деятельности

Для того чтобы точно быть уверенным, усвоил ученик знания или нет, необходимо проверить насколько успешно он может применять эти знания в своей практической деятельности. Для начала происходит процесс прочного усвоения знаний, которые в дальнейшем применяются на практике и чем успешнее их применение, тем соответственно лучше эти знания усвоены. В данном случае речь идет о конкретизации, то есть умении использовать теоретически усвоенные знания в практической деятельности. В учебной практике этот процесс начинается с того, что педагог просит ученика привести свой пример на основе некого правила, закона. Знания могут применятся в абсолютно разных сферах:

  • упражнения в учебных целях
  • лабораторные работы
  • исследовательские проекты
  • работа на предприятии

Закономерности и принципы процесса обучения

Логика процесса обучения неотъемлемым образом связана с закономерностями и принципами этого процесса. Основными закономерностями процесса обучения являются:

  • закон социальной значимости целей, содержания и методов обучения
  • закон воспитывающего и развивающего обучения
  • закон взаимосвязи теории и практики
  • закон единства педагогического процесса
  • закон взаимосвязи отношений педагога и ученика

Основными принципами процесса обучения являются:

  1. принцип воспитывающего обучения
  2. принцип научности обучения
  3. принцип связи теоретического материала с практикой деятельностью
  4. принцип систематичности обучения
  5. принцип доступности обучения
  6. принцип наглядности обучения
  7. принцип сознательности
  8. принцип активности
  9. принцип прочности усвоения знаний
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 03.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot