Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Логико-информационная культура

Содержание логико-информационной культуры

Определение 1

Логико-информационная культура – это умение ориентироваться в мире информации, самостоятельно находя необходимую информацию и творчески ее перерабатывая.

Современное общество эволюционирует исходя из системообразующей социально обусловленной предпосылки, состоящей в непрерывном обучении каждого члена этого общества. При переходе к информационному обществу homo sapiens («человек разумный») превращается в homo scholasticus («человека обучающегося»).

Для успешной жизнедеятельности современному человеку нужно уметь:

  • критически мыслить,
  • идентифицировать проблемы,
  • находить пути их рационального решения с помощью современных технологий,
  • самостоятельно развивать свою нравственность, культурный уровень и интеллект.

Сегодня уровень развития государства зависит не от количества материальных ресурсов, а от уровня развития информационных технологий, общей культуры и образования. Каждый член социума может получить доступ к мировому культурному наследию через Интернет, что активизирует культурное взаимодействие и обмен, устраняет социальные, временные и пространственные барьеры, формирует единое глобальное информационное пространство.

В результате информатизации создается информационно-технический потенциал общества, который задается – среди прочего – уровнем развития информационно-коммуникационных технологий. Значительное влияние на потенциал оказывает и уровень информационной культуры как отдельно взятых личностей, так и социума в целом. Человеческий фактор – ключевое условие эффективности и успеха информатизации.

Информация и особенно умение с ней обращаться обладают значимостью как эффективное средство управления социумом и отдельной личностью. Чтобы адекватно воспринимать массивы информации, требуется информационная культура – один из аспектов общечеловеческой культуры. Если человек обладает логико-информационной культурой, он может сам извлекать и интерпретировать полученную информацию. Соответственно, логико-информационная культура – один из базовых показателей культуры человека. Информационная культура трактуется по-разному:

«Логико-информационная культура» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • как необходимый фактор эффективного освоения культурной реальности человеком, овладения всем выработанным человечеством на протяжении веков богатством;
  • как сама действительность, ценность, появившаяся в результате культурно-созидающей деятельности;
  • как атрибут непосредственно культурного бытия и личностных проявлений (форм общения, поведения и т. д.).

Информационную культуру можно рассматривать более широко, нежели компьютерную грамотность. При этом придется признать, что общие методы представления компетенций (знаний и умений) следует искать не только в околокомпьютерных ситуациях – реальная сфера применения информационной культуры, безусловно, намного шире.

Повышение логико-информационной культуры в системе образования

Традиционно информационную культуру рассматривают во взаимосвязи с обучением информатике и приобретением компьютерных навыков. Однако на самом деле необходимо принимать во внимание и другие компетенции:

  • библиотечно-библиографическую грамотность,
  • культуру чтения,
  • умение логически мыслить.

Действительно, обучающиеся имеют возможность активно использовать информационные ресурсы как общественный продукт, обладают доступом к информации без каких-либо существенных ограничений, но это еще не равно усвоению самой информации. Строго говоря, неправомерно ставить знак тождества между передачей сведений и приобретением знаний, т.к. характер информации общественно-социальный, а знания – личностный. Поэтому задачу обучения можно определить как превращение информации в личное достояние обучающихся.

Одним из ключевых вопросов педагогики является развитие у обучающихся мотивированности. Для этого нужно усиливать творческую активность и целеустремленность обучающихся. Основной задачей современных подходов к модернизации образовательной системы представляется формирование личности, обладающей нестандартным мышлением, способной искать взвешенные решения, базирующиеся на самостоятельном исследовании и познании окружающего мира. Такой человек должен учиться на протяжении всей жизни.

Формат обучения меняется – от классических форм и канонов отходят, традиционные лекции и уроки уступают место новым, нетрадиционным видам подачи и усвоения информации. Это является откликом на присущее молодым поколениям «клиповое мышление» - привычку воспринимать информацию через короткие занимательные сюжеты, обладающие яркими, наполненными эмоциями образами. Современное образование вынуждено подстраиваться. По сути, складывается новая система образования, в которой на смену традиционным способам передачи информации приходит использование информационно-коммуникационных технологий. Для развития у обучающихся креативных способностей применяют:

  • технологии проектной деятельности,
  • технологии проблемного обучения,
  • информационно-коммуникационные технологии,
  • ТРИЗ-технология.

Наиболее полного становления информационной культуры можно достичь в условиях информационной среды, где может быть раскрыто содержание передаваемой в рамках различных учебных дисциплин учебной информации.

Логико-информационная культура формируется через развитие умения самостоятельно получать новые знания и умения, через использование особого стиля мышления, который призван обеспечить необходимую социальную адаптацию к постоянным переменам, которая гарантирует постоянно обучающемуся человеку достойное место в информационно насыщенной среде.

Формирование логико-информационной культуры в процессе обучения происходит поэтапно и обусловлено, как минимум, двумя основными психолого-педагогическими условиями:

  • базовым уровнем информационной грамотности обучающихся,
  • личностными качествами педагога и обучающегося, способствующими формированию личной логико-информационной культуры.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 07.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot