Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Движущие силы процесса обучения

Определение 1

Процесс обучения – это комплекс последовательных действий педагога и учащихся (под его руководством), направленных на осознанное усвоение научных знаний, в процессе которого осуществляется познавательное развитие, овладение культурой физического и умственного труда.

Противоречие как основная движущая сила процесса обучения

Общепринятым является мнение, что движение процесса обучения зависит от деятельности педагога. То есть в основе движения лежать его указания, вопросы и объяснения. Однако необходимо отметить, что вопрос движущих сил процесса обучения достаточно сложный и обусловлен множеством различных факторов, которые участвуют в таком подвижном, противоречивом и многогранном процессе.

Далеко не все то, что дает педагог в процессе обучения, усваивается учащимися и вызывает у них желание продолжать дальнейшее обучение. Отмечено, что чем больше педагог «учит» и чем меньше предоставляет учащимся самостоятельно находить и усваивать знания, размышлять, действовать, дискутировать и т.д., тем менее плодотворным и энергичным становится процесс обучения.

В том случае, если в процессе обучения вместе с объяснениями педагога есть место для осуществления активной и познавательной деятельности учащихся, то он становится эффективнее, интереснее и привлекательнее для учащихся.

Замечание 1

Таким образом, процесс обучения, является организованным и управляемым педагогом, по своему содержанию он динамичен, постоянно развивается, тем самым приобретает внутренние силы для своего дальнейшего движения.

Основными движущими силами процесса обучения являются различные, присущие только ему противоречия.

«Движущие силы процесса обучения » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Вопрос о движущих силах обучения впервые был поставлен и проработан советским ученым-дидактом А.А. Даниловым. Именно выделил, что противоречия в обучении – это объективный и непреложный факт, который в полной мере характеризует его диалектику.

В первую очередь движущей силой обучения выступает противоречие между самим ходом обучения, поставленными учебными задачами и уровнем знаний, умений и навыков учащихся (то есть их умственным развитием).

Задача педагога состоит в том, чтобы проявить свое профессиональное мастерство и создать такие условия, при которых процесс вооружения учащихся знаниями будет последовательно усложнять учебные задачи и их выполнение. Степень и характер сложностей в процессе обучения находится в руках педагога, который и вызывает его движущую силу. В данном случае движущей силой будет являться развитие умения и нравственно-волевых сил учащихся.

Противоречие будет являться движущей силой только в том случае, если оно содержательно, имеет смысл и соразмерно познавательному потенциалу учащихся.

В том случае, если противоречие между поставленной педагогом задачей и уровнем знаний учащихся такое, что даже при усилии всего класса не удается решить задание, данное противоречие не является движущей силой обучения, а напротив, тормозит умственную деятельность учащихся.

Замечание 2

Таким образом, главным противоречием процесса обучения является противоречие, которое возникает у учащихся под руководством педагога и направлено на усвоение конкретной системы научных знаний и умений.

Педагоги-исследователи выделяют ряд наиболее часто встречающихся противоречий, на основании которых можно подобрать наиболее эффективные методы, средства, приемы и формы обучения.

К данным противоречиям относятся противоречия между:

  • полученными знаниями и их последующим применением на практике;
  • поставленной сложной познавательной задачей и наличием недостаточных знаний для ее решения;
  • отдельными предметными знаниями и формированием цельной научной картины;
  • фронтальным (коллективным) характером обучения и индивидуальными особенностями усвоения знаний учащимися;
  • требуемым педагогом уровнем знаний и достигнутыми успехами учащихся;
  • общим темпом усвоения учащимися учебной информацией и скоростью продвижения каждого отдельного ученика.
Замечание 3

Таким образом, в правильно организованном процессе обучения всегда должна присутствовать система противоречий, которую условно можно разделить на три вида: противоречия обучения, преподавания и учения. Все виды находятся во взаимосвязи и могут переходить один в другой.

Условия организации противоречия как движущей силы процесса обучения

Не каждое противоречие может быть движущей силой образовательного процесса. Противоречие становится движущей силой обучения, только если существуют следующие условия:

  • понимание учащимся поставленной учебной задачи (трудности) и необходимости ее преодоления;
  • целесообразность, соразмерность трудности с познавательными способностями учащегося;
  • обусловленность и готовность противоречий в процессе обучения, его логика;
  • устранение из поля зрения ученика на первом этапе изучения нового материала всего, что отвлекает от поиска решения познавательной задачи;
  • решающим условием формирования противоречия движущей силы обучения является то, что оно приобретает внутренний характер, становится противоречием в сознании самого учащегося и признается им трудным. Противоречие становится внутренним процессом, характеризующим деятельность сознания.

Значительный вклад в понимание движущих сил и факторов обучения внесли исследования отечественных педагогов-ученых. Теоретический и практический интерес исследования движущей силы выделен ими в генетическую «ячейку» образовательного процесса, которую они считают дидактической задачей (как выражение ближайших целей, перспектив обучения).

Замечание 4

Таким образом, движущая сила процесса обучения, должна включать в себя все стороны и компоненты образовательного процесса: содержание изучаемого, предполагаемые и фактические результаты обучения, методы, инструменты и т. д.

Дата последнего обновления статьи: 28.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot