Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дифференциация и индивидуализация процесса обучения

Что такое дифференциация процесса обучения

Дифференциация обучения представляет собой принцип обучения. При дифференциации обучения учитывается возможности каждого учащегося или группы учащихся.

Дифференциация обучения может осуществляется по нескольким критериям:

  • дифференциация по способностям
  • дифференциация по неспособностям
  • дифференциация по интересам
  • дифференциация по проектируемой профессии

Дифференциация по способностям осуществляется исходя из общей степени обученности и развития учеников, а также исходя из особенностей развития их памяти, мышления, внимания и других познавательных процессов. Для того чтобы дифференцировать учеников по способностям, нужны объективные методики, которые позволят объективно определить способности ученика. Например, в западных странах учащихся дифференцируют по уровню IQ.

Замечание 1

В советское время считалось, что дифференцировать учеников по способностям не этично, так как это делает акцент на неравенстве учеников.

Дифференциация по неспособностям требуется для определения учеников в коррекционные классы. В эти классы определяют учеников, которые не в состоянии освоить программу по некоторым дисциплинам. Но, по мнению большинства педагогов классы коррекции не подходят для учеников, которые не успевают по каким-то определенным дисциплинам, так как при обучении в таком классе все остальные дисциплины ученику так же приходится осваивать на более низком уровне, как и те, по котором у него наблюдается у неуспеваемость. Чаще всего и учителя, и ученики не совсем позитивно относятся к классам коррекции, поэтому для определения ребенка в такой класс должны быть веские причин. В том случае, если ребенок выходит на более позитивный уровень освоения дисциплины или дисциплин, его можно перевести в обычный класс.

«Дифференциация и индивидуализация процесса обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Дифференциация по интересам используется в отношении учеников, которые проявляют особую заинтересованность той или иной дисциплиной или видом деятельности. Подобная дифференциация имеет место быть в профильных классах, а также во внеурочной деятельности учеников, например, при посещении детьми различных творческих и научных кружков, секций.

Также существует дифференциация, по проектируемой профессии которая имеет место быть, например, в музыкальных школах, или школах с углублённым изучением определенных дисциплин. Кроме того, этот вид дифференциации может встречается в выпускных классах, когда учащиеся определяют в какой сфере они в дальнейшем планируют получать образование.

Методы, средства, формы дифференцированного обучения

Целью дифференцированного подхода в обучении является:

  • обучение учащихся основываясь на его способностях
  • адаптированные обучения к особенностям учеников

Для того чтобы реализовать эти цели применяют специализированные методы, средства и формы.

Одним из вариантов дифференцированного обучения является индивидуальное обучение, благодаря которому все методики, форма и содержания обучения адаптируются под возможности конкретного ученика.

Дифференцированное обучение имеет место быть в школах где присутствует деление на уровни обучения, в этих школах есть следующие виды дифференциации:

  • классы формируются на основе однородности, то есть все ученики имеют примерно одинаковые характеристики, в одинаковом темпе осваивают материал, эта дифференциация начинается с начальной школы.
  • внутриклассная дифференциация, которая обычно имеет место быть в 5-9 классах. В данном случае школьников разделяют для раздельного обучения на базовом или углубленном уровне.
  • дифференциация на основе личных интересов учащихся
  • дифференциация на основе психо-педагогической диагностики, рекомендаций педагогов, самоопределения учеников. Данный вид разделения присущ профильного обучения в старших классах

Для дифференцированного обучения формой осуществления образовательного процесса является урок. Он может проходить как в традиционной, так и в не традиционной форме. Во время проведения урока учитель должен осуществить внутриклассовое дифференцирование, которое осуществляется в несколько этапов:

  • психолого-педагогическая диагностика индивидуально особенностей учеников
  • изучение, анализ, классификация личностных качеств у учеников
  • класс подразделяется на группы условно, ученики не заноют об этом разграничении
  • по окончании четверти происходит перемещение учеников из одной группы в другую согласно их прогрессу в обучении

Основными методами дифференцированного обучения являются:

  • методы проблемного обучения
  • методы активного обучения
  • игровые методы
  • методы, повышающие интерес
  • творческие методы

Что такое индивидуализация процесса обучения

Индивидуальность — это то, что отличает одного человека от других. Индивидуальными могут быть интеллектуальные эмоциональные, волевые, социальные и др. особенности личности. Индивидуальным так же может быть мышление, память, воображение, склонности и интересы человека. Индивидуальность человека влияет на его способность усваивать информация, формировать умения и навыки.

В том случае если педагог знаком с индивидуальными особенностями своего ученика, он может осуществить реализацию двух основных задач:

  • поддержание и развитие особенных черт как потенциала человека
  • адаптация в социуме и реализация своих способностей в нем
Замечание 2

Под индивидуальным обучением в современной педагогике понимают систему, которая помогает учащемуся понять свои сильные и слабые стороны в контексте обучения. Индивидуальное обучение помогает сформировать сознательность и способности к самообучению.

Педагог должен помочь ученику определится со сферой его интересов, с целями и задачами обучения и со способами реализации этого обучения. Педагог в процессе индивидуального обучения должен направлять и помогать ученику.

Индивидуализация включает:

  • помощь в осознании потребностей, целей, задач, мотивов обучения
  • формирование благоприятных условий для достижения целей и задач
  • помочь в трофическом самовыражении
  • осуществлении рефлексии
Дата последнего обновления статьи: 03.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot