Что такое дифференциация процесса обучения
Дифференциация обучения представляет собой принцип обучения. При дифференциации обучения учитывается возможности каждого учащегося или группы учащихся.
Дифференциация обучения может осуществляется по нескольким критериям:
- дифференциация по способностям
- дифференциация по неспособностям
- дифференциация по интересам
- дифференциация по проектируемой профессии
Дифференциация по способностям осуществляется исходя из общей степени обученности и развития учеников, а также исходя из особенностей развития их памяти, мышления, внимания и других познавательных процессов. Для того чтобы дифференцировать учеников по способностям, нужны объективные методики, которые позволят объективно определить способности ученика. Например, в западных странах учащихся дифференцируют по уровню IQ.
В советское время считалось, что дифференцировать учеников по способностям не этично, так как это делает акцент на неравенстве учеников.
Дифференциация по неспособностям требуется для определения учеников в коррекционные классы. В эти классы определяют учеников, которые не в состоянии освоить программу по некоторым дисциплинам. Но, по мнению большинства педагогов классы коррекции не подходят для учеников, которые не успевают по каким-то определенным дисциплинам, так как при обучении в таком классе все остальные дисциплины ученику так же приходится осваивать на более низком уровне, как и те, по котором у него наблюдается у неуспеваемость. Чаще всего и учителя, и ученики не совсем позитивно относятся к классам коррекции, поэтому для определения ребенка в такой класс должны быть веские причин. В том случае, если ребенок выходит на более позитивный уровень освоения дисциплины или дисциплин, его можно перевести в обычный класс.
Дифференциация по интересам используется в отношении учеников, которые проявляют особую заинтересованность той или иной дисциплиной или видом деятельности. Подобная дифференциация имеет место быть в профильных классах, а также во внеурочной деятельности учеников, например, при посещении детьми различных творческих и научных кружков, секций.
Также существует дифференциация, по проектируемой профессии которая имеет место быть, например, в музыкальных школах, или школах с углублённым изучением определенных дисциплин. Кроме того, этот вид дифференциации может встречается в выпускных классах, когда учащиеся определяют в какой сфере они в дальнейшем планируют получать образование.
Методы, средства, формы дифференцированного обучения
Целью дифференцированного подхода в обучении является:
- обучение учащихся основываясь на его способностях
- адаптированные обучения к особенностям учеников
Для того чтобы реализовать эти цели применяют специализированные методы, средства и формы.
Одним из вариантов дифференцированного обучения является индивидуальное обучение, благодаря которому все методики, форма и содержания обучения адаптируются под возможности конкретного ученика.
Дифференцированное обучение имеет место быть в школах где присутствует деление на уровни обучения, в этих школах есть следующие виды дифференциации:
- классы формируются на основе однородности, то есть все ученики имеют примерно одинаковые характеристики, в одинаковом темпе осваивают материал, эта дифференциация начинается с начальной школы.
- внутриклассная дифференциация, которая обычно имеет место быть в 5-9 классах. В данном случае школьников разделяют для раздельного обучения на базовом или углубленном уровне.
- дифференциация на основе личных интересов учащихся
- дифференциация на основе психо-педагогической диагностики, рекомендаций педагогов, самоопределения учеников. Данный вид разделения присущ профильного обучения в старших классах
Для дифференцированного обучения формой осуществления образовательного процесса является урок. Он может проходить как в традиционной, так и в не традиционной форме. Во время проведения урока учитель должен осуществить внутриклассовое дифференцирование, которое осуществляется в несколько этапов:
- психолого-педагогическая диагностика индивидуально особенностей учеников
- изучение, анализ, классификация личностных качеств у учеников
- класс подразделяется на группы условно, ученики не заноют об этом разграничении
- по окончании четверти происходит перемещение учеников из одной группы в другую согласно их прогрессу в обучении
Основными методами дифференцированного обучения являются:
- методы проблемного обучения
- методы активного обучения
- игровые методы
- методы, повышающие интерес
- творческие методы
Что такое индивидуализация процесса обучения
Индивидуальность — это то, что отличает одного человека от других. Индивидуальными могут быть интеллектуальные эмоциональные, волевые, социальные и др. особенности личности. Индивидуальным так же может быть мышление, память, воображение, склонности и интересы человека. Индивидуальность человека влияет на его способность усваивать информация, формировать умения и навыки.
В том случае если педагог знаком с индивидуальными особенностями своего ученика, он может осуществить реализацию двух основных задач:
- поддержание и развитие особенных черт как потенциала человека
- адаптация в социуме и реализация своих способностей в нем
Под индивидуальным обучением в современной педагогике понимают систему, которая помогает учащемуся понять свои сильные и слабые стороны в контексте обучения. Индивидуальное обучение помогает сформировать сознательность и способности к самообучению.
Педагог должен помочь ученику определится со сферой его интересов, с целями и задачами обучения и со способами реализации этого обучения. Педагог в процессе индивидуального обучения должен направлять и помогать ученику.
Индивидуализация включает:
- помощь в осознании потребностей, целей, задач, мотивов обучения
- формирование благоприятных условий для достижения целей и задач
- помочь в трофическом самовыражении
- осуществлении рефлексии