Понятие «задача» и ее сущность в психолого-педагогической и методической литературе
С различными задачами человек сталкивается во всех сферах жизнедеятельности. Любую проблему или вопрос, которые требуют разрешения именуют задачей. Однако, существует принципиальное различие между понятиями «проблема» и «задача». Оно состоит в том, что проблема затрагивает конкретного человека, и он не может перенести ее на другого. Что касается задач, то они вполне, переносимы между людьми. Задачу можно возложить на другого человека. При этом, она может быть изменена или же, вовсе, отменена.
Понятие «задача» носит метапредметный характер, оно трактуется различными областями науки: педагогикой, психологией, философией, социологией и др., при этом, научные области не сошлись на одном варианте определения данного понятия.
В некоторых источниках, задача интерпретируется как проблемная ситуация, требующая разрешения. Другие рассматривают задачу, как требование или вопрос, который нужно разрешить с учетом определенных параметров или условий.
Психология определяет задачу, как цель деятельности, достижение которой возможно при конкретных условиях и с применением ресурсов, отвечающих этим условиям. Ход применения ресурсов, их выбор и поиск выступают этапами реализации решения, поставленной задачи.
Задача является таким действием, которое реализуется в единстве ее условий и целевого назначения. Задача всегда ориентирована на достижение какой-то цели при данных обстоятельствах.
Можно выделить следующие основные характеристики задачи:
- Общенаучное понятие.
- Обязательное наличие условия задачи т.е. данных о той или иной области деятельности.
- Обязательное требование, которое нужно выполнить в результате решения задачи т.е. ответ на вопрос, выявление того, что нужно найти, узнать какую-то информацию, доказать гипотезу, построить проект, график.
- Взаимосвязь задачи с деятельностью. Задача предполагает выполнения целенаправленных действий людьми.
- Целевое назначение задачи. Любая задача ориентирована на достижение какой-то цели.
Любая задача составляется таким образом, чтобы ее условие намерено скрывало внутренние связи и зависимости между исходными параметрами и итоговыми результатами. Условия задачи и ее требования даются. Отыскать необходимо основание этих условий, их причины появления, и иные параметры, которые не указаны в условии задачи. Именно эти параметры и составляют ответ на, поставленный в задаче вопрос, отражают суть задачи и ее целевое назначение.
Разновидности задач
Задачи применяются во всех сферах и направлениях деятельности. что касается занимательных задач, то стоит отметь, что они ориентированы на развитие логического мышления у учащихся, формирования у них абстрактного мышления.
Занимательные задачи способствуют не только интеллектуальному, но и иным сторонам личностного развития.
Задачи могут классифицироваться по разным основаниям.
Так, по содержанию задачи могут быть:
- Вычислительными:
- На построение какой-то комбинации;
- На доказательство гипотезы;
- Комбинированного типа.
Исходя из функционального назначения, задачи делятся на следующие группы:
- Развивающие. Носят проблемный характер. Такие задачи являются новыми для учащихся т.е. они еще не решали подобных и, требуют поиска неординарного решения;
- Дидактические. Такие задачи применяются для закрепления учебного материла;
- Познавательные. Такие задачи ориентированы на познание чего-то нового;
- Контролирующие.
Психолого-педагогическая литература уделяет особое внимание такой классификации задач:
- Задачи, условия которого завуалировано т.е. вопрос, требующий решения только подразумевается;
- Задачи, содержащие избыточные условия т.е. в формулировке задачи имеются данные, которые не играют существенной роли в ее решении, но они необходимы для скрытия тех данных, которые имеют значимость;
- Задачи, условие которых является неполным т.е. условий для полноценного решения задачи имеется недостаточное количество, поэтому точный ответ, на поставленный в задаче вопрос, невозможно дать;
- Задачи, условие которых содержит противоречие т.е. в данных задачи имеется какое-то противоречие, несостыковка между ними.
Задачи могут быть простыми т. е. стандартными, которые решаются по одному шаблону и нестандартными т.е. те, которые требуют активизации мыслительной деятельности и творческого подхода к их решению. Именно такие задачи и составляют фундамент занимательных задач, применяемых для развития учащихся.
Применение творческих занимательных задач в учебном процессе
Занимательные задачи – это такие задания, которые требуют применения творческого подхода для поиска их решения. Такие задачи не имеют конкретного алгоритма их решения, установленных правил и требований к решению.
Предполагается, что для решения занимательной задачи, учащиеся должны первоначально отыскать вариант ее решения, учебный материал, который можно для этого использовать.
Занимательные задачи имеют следующие особенности построения и применения:
- Наличие мотивации для учащегося т.е. задача должна развивать стремление к ее решению. Для этого в ней должны быть компоненты новизны;
- Интересное содержание задачи. Задача должна быть увлекательной для учащегося, отвечать его возрастному этапу развития;
- Задача должна иметь приближенное к реальности условие. Данные задачи должны быть понятны учащемуся, он должен иметь хоть какой-то жизненной опыт в этой области;
- Занимательные задачи должны выдвигать требование ее уникального решения. Учащиеся должны применять методы и приемы, которые им известны, в нестандартной ситуации;
- Сложность и уникальность задачи должна соответствовать уровню теоретическим знаниям и практическим навыкам учащихся;
- Задачи должны иметь лаконичные формулировки;
- Занимательные задачи должны ориентироваться на развитие сообразительности учащихся, их смекалки, логики;
- Задачи нестандартного типа должны развивать навыки применения творческого подходы к их решению, избегая опоры на стандартные алгоритмы.