Сущность проблематики воспитания детей
Воспитание – это процесс передачи опыта подрастающему поколению, который может осуществляться как целенаправленно в рамках образовательных учреждений и семьи, так и свободно, посредством самостоятельного получения жизненного опыта.
В настоящее время переход на новые стандарты образования и введение ФГОС кардинально изменились основы педагогического процесса в современной школе. Особенно неоднозначна ситуация с организацией процесса воспитания учащихся.
Одной из приоритетных задач российского образования является воспитание полноценной и разносторонне развитой личности, владеющей общепризнанными навыками поведения в обществе.
Воспитание является неотъемлемой частью педагогического процесса. Оно направлено на достижение следующих целей:
- обеспечение эффективного процесса социализации учащихся в обществе;
- осуществление поддержки по индивидуализации личности учащихся.
Одним из важнейших вопросов воспитания является вопрос, «кто же на самом деле должен заниматься воспитанием детей – семья или школа?». Если рассматривать практику воспитания, то ни семья, ни школа не хотят в полной мере брать на себя ответственность за воспитание подрастающего поколения, каждый институт перекладывает эту ответственность друг на друга. В связи с чем, современное общество столкнулось с острой проблемой, касающейся качества воспитания детей.
Основными причинами, оказывающих влияние на возникновение проблем в воспитание подрастающего поколения являются:
- нестабильное положение государства
- обострение политической ситуации
- социальная напряженность
- возникновение межнациональных распрей
- повышение криминализации в обществе
- ухудшение качества экологии
- падение нравственности
- низкое материальное положение семей
В таких условиях многие семьи перестали выполнять возложенную на них функцию по воспитанию детей. В большинстве семей нет той духовной близости между детьми и родителями, которая бы обеспечила полноценность формирования личности ребенка. В связи с чем, воспитание в таких семьях отходит на второй план.
Однако, не смотря на это большинство, педагогов по-прежнему считают, что именно в семье заложен тот потенциал по воспитанию, которого нет и не может быть у школы. Задача школы же заключается только в том, чтобы корректировать в ребенке то, что заложено родителями. В результате чего возникает дисбаланс между семейным и школьным воспитанием.
Методика воспитательной работы, реализуемая школой – один из слаборазвитых отделов современной педагогики.
Основные проблемы воспитания в школе
Одними из наиболее актуальных проблем воспитания в школе являются:
- Стандартный подход к воспитанию детей, без учета их индивидуальностей в психическом и физическом развитии, а также без учета их потребностей. Отсутствие индивидуального подхода становится заметным только тогда, когда возникают определенные трудности или происшествия. Большинство педагогов и вовсе считают, что воспитательный процесс в школе – это средство, направленное на повышение успеваемости и борьбы с правонарушениями.
- Отсутствие единого подхода в вопросах воспитания. Несмотря на модернизацию процесса обучения, до сих пор сохраняется тенденция, когда каждый педагог предъявляет к учащимся свои требования. В связи с чем, воспитательное воздействие на учащихся низко. Педагоги не понимают, что для того чтобы воспитательный процесс был эффективен необходимо действовать сообща, единым сплоченным коллективом.
- Отсутствие единых требований к дисциплине учащихся. Педагоги должны понимать, что к ребенку, начиная с дошкольной ступени образования необходимо применять конкретные дисциплинарные требования, которые должны быть четко сформулированы и понятны детям. В дальнейшем, при поступлении в школу данные дисциплинарные требования должны применяться уже педагогами, с соблюдением общей линии требования. Только в этом случае у ребенка можно воспитать верное представление о нормах поведения в обществе, которые он будет соблюдать с детства. Единство дисциплинарных требований так же способствует развитию силы характера, гражданской ответственности и самоконтроля.
- Отсутствие общепризнанной системы наказания. Под наказанием подразумеваются не физические наказания по отношению к ребенку, а система действенных мер. Например, это может замечание, обсуждение поступка перед коллективом или на педагогическом совете. Важным является соблюдение принципа уважения личности учащегося. Наказание является достаточно «тонким» процессом, в связи с чем, к разработке методов и средств наказания педагогам школы необходимо подходить ответственно.
- Отсутствие сплоченного коллектива учащихся. Особенно это касается больших школ. Учащиеся мало общаются между собой. Все школьники разделены на небольшие коллективы. Педагогам необходимо добиваться того, чтобы все ученики между собой общались. Достигается это путем организации общешкольных мероприятий, в которых будут задействованы все учащиеся. Положительное влияние оказывает и введение школьного самоуправления и общешкольных собраний, на которых учащиеся совместно будут решать разнообразные вопросы, касающиеся жизни школы и т.д. То есть необходимо создать своего рода «школьную семью».
Педагогический коллектив школы должен в полной мере осознавать значимость данных проблем и направить свою деятельность на их успешное решение.
Таким образом, проблема организации эффективного воспитательного процесса в школе имеет большое значение для современного общества. Можно сказать, что в настоящее время это одна из ключевых проблем педагогики. Однако важно помнить, что воспитательная система – это не самоцель, она служит лишь для оптимизации процессов личностного развития учащихся. Именно поэтому ее основным критерием успешности является результат, который показывает уровень развития и самовыражения личности учащихся.