Воспитание как основная социально-педагогическая проблема
Одна из основных проблем современной социальной педагогики – это проблема воспитания.
Воспитание – это специально организованный и целенаправленный процесс по становлению личности ребенка, усвоении им норм и правил поведения в обществе.
В настоящее время отмечается рост социальных проблем, связанных с воспитанием детей. Главной проблемой выступает неорганизованность воспитания, его хаотичность и ситуативность. Большое влияние на воспитание современного ребенка оказывает его ближайшее окружение – семья, друзья, одноклассники, учителя и т.д. Однако не всегда методы, которые используют взрослые, согласованы между собой, поэтому они не эффективны и не воспринимаются ребенком. В связи с этим все большая востребованность отмечается в отношении специально организованного дополнительного воспитания, реализуемого квалифицированными педагогами.
В качестве дополнительного воспитания подразумевается специально организованная социальная деятельность воспитательной направленности. Социальная педагогика имеет определенные цели и задачи воспитания, которые направлены на формирование у ребенка социально ценных привычек и навыков, формирует фундамент развития индивидуальности ребенка.
Воспитание является ключевым явлением для социальной педагогики, так как именно в процессе воспитания происходит становление и развитие личности ребенка. Наибольших результатов в воспитании полноценного члена современного общества можно добиться только в том случае, если процесс организован с учетом особенностей и индивидуальностей воспитанника.
Социальная педагогика рассматривает человека как личность социальную, то есть человек не может существовать вне социума. Именно поэтому основная задача, которая стоит перед ней как перед педагогической наукой – это воспитание социальной личности, способной эффективно и плодотворно существовать в рамках общества.
Решение проблем воспитания в рамках социальной педагогики реализуется посредством формирования у ребенка основных социальных норм, принятых в том обществе, где он живет и развивается. Задача социального педагога привить именно те нравственные ценности, которые являются действительно актуальными и востребованными в современном обществе.
Социальные проблемы семейного воспитания
Одной из остро стоящих проблем социальной педагогики, являются вопросы семейного воспитания.
Цель семейного социального воспитания – социальное развитие личности ребенка.
Процесс семейного социального воспитания является сложным структурированным процессом, который включает в себе особенности и условия социального воспитания в семье. Под особенностями понимают: возрастные и индивидуальные особенности детей. В качестве условий и закономерностей социального воспитания в семье определяют:
- Исходный (базисный) уровень социализации
- Уровень адаптации ребенка к восприятию новых характеристик и качеств
- Принципы взаимодействия ребенка и окружающего его общества
Социальная педагогика выделяет несколько проблем социального воспитания ребенка в семье, одной из главных является неправильное установление социальных ориентиров родителями ребенка. Довольно часто, многие родители в воспитании упускают такой момент как активное использование детьми информационных и мультимедийнх средств. Неокрепшая психика ребенка иначе воспринимает получаемую из виртуального мира информацию. Это связано с тем, что у ребенка недостаточно сформирована картина мира, и соответственно получаемая им информация воспринимается и понимается чаще всего в искаженном виде. Отрицательные поступки, поведение и т.д., могут быть приняты за норму.
Исходя из этого, социальная педагогика в лице социальных работников призывает родителей к решению данной проблемы, недопущению ее возникновения.
Одними из главных методов исправления и предотвращения данной проблемы являются:
- Организация досуга ребенка
- Развитие его талантов и творческих способностей
- Своевременное выявление негативного влияния окружающей среды на развитие ребенка и ее устранение
- Правильная постановка задач семейного воспитания
- Согласованность методов семейного воспитания и воспитания организуемого в образовательной организации.
Социализация детей-сирот как одна из главных проблем социальной педагогики
Целенаправленность воспитательной деятельности педагога или общества являются основой воспитательного процесса, при организации которого осуществляется процесс усвоения норм и правил, а итоговым результатом является вхождение в мир социума.
В том случае, если ребенок воспитывается в семье, процесс его социального воспитания как личности является полноценным. Сложнее обстоят дела с детьми, которые остаются без опеки родителей. Именно им уделяется наибольшее внимание со стороны современной социальной педагогики.
Проблема социального воспитания детей-сирот, проживающих в детских домах, заключается в том, что у них нет готовой модели семьи, которую они в последующем реализуют в своей взрослой жизни, а также нет такой возможности общения и проживания жизненных ситуаций, как у детей, воспитывающихся в семьях.
Наиболее актуальными проблемами и трудностями в воспитании и социализации детей-сирот являются:
Усвоение детьми культуры человеческих отношений Отсутствие на протяжении становления личности ребенка системы «примерки» на себя различных социальных ролей Стихийное взаимодействие с окружающей средой и действительностью
Решение указных проблем достигается путем осуществления целенаправленного социального воспитания.
Социальное воспитание представляет основную часть процесса социализации, подразумевает целенаправленное управление формированием качеств личности человека, необходимых ему для успешной адаптации в обществе.
Главные задачи социального воспитания детей-сирот рассчитаны на полное обеспечение полноценного участия во всех сферах социальных отношений.
Эффективность формирования личности зависит от создания особой доверительной атмосферы педагогом в правильном эмоциональном тоне с сочетанием требовательности и доброты к ребенку.