Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблемы музыкально-исполнительского искусства в образовании

Роль музыкального воспитания в развитии личности ребёнка

Определение 1

Музыка – это вид искусства, отражающий действительность и воздействующий на человека через осмысленные и особым образом организованные по высоте и во времени звуковые последовательности.

Определение 2

Музыкальное воспитание – это занятия, направленные на воспитание человека, обладающего знаниями, умениями и навыками в области музыкального искусства.

Процесс общественного развития требует сохранять и передавать накопленные знания, а также опыт их получения. Одно из традиционных понятий в связи с этим – содержание образования, рассматриваемое в качестве совокупности тех качеств и отношений образовательной деятельности, которые требуются, чтобы ретранслировать накопленный практический и духовный опыт.

За содержанием образования всегда стоит модель человека, как идеального носителя желаемой образованности. Однако в процессе развития образования в нашей стране на определенном этапе возникла необходимость создавать конкретные модели постановки проблем и их решения. Все это назвали научной парадигмой образования.

Научная парадигм ограничивает число дисциплин и направлений, которые по ее критериям, отвечают понятиям «образовательная дисциплина» и «научное направление».

Система музыкального образования и его проблемы

Определение 3

Система музыкального образования – специфическое, характерное именно для нашего общества явление, она имеет организационно сложную структуру, особые внешние и внутренние связи.

Детская музыкальная школа, сформированная в советской образовательной системе, обладает многими, характерными именно для данной системы особенностями функционирования не только специфически-профессиональными, но и просветительскими. Без идеологического аспекта, задачи музыкальных школ, которые были определены в 1980 году в «Положении о детской музыкальной школе и школе искусств системе Министерства культуры СССР», актуальны и сегодня:

«Проблемы музыкально-исполнительского искусства в образовании» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • давать ученикам общее музыкальное образование, приобщать их к искусству, воспитывать эстетический вкус на лучших примерах советского, классического, русского и зарубежного искусства;
  • готовить наиболее талантливых детей к поступлению в соответствующие специальные учебные заведения.

Престижность и популярность музыкального образования в советских реалиях 70-80-х годов позволяли уже на первом этапе, при приеме в школу, проводить отбор детей на конкурсной основе. На каждой ступени обучения приоритет отдавали профессионально перспективным ученикам. Один из подтверждающих аргументов – квалификационные требования, которые предъявляли в то время к педагогическим кадрам музыкальных школ и школ искусств. Критерием присвоения очередных квалификационных разрядов было, в первую очередь, наличие у педагога выпускников, которые поступили в средние специальные учебные заведения культуры, а также число воспитанных им участников и победителей конкурсов профессионального мастерства.

В настоящее время отмечено наступление кризиса музыкальной школы в качестве социального института, часть причин этого заключается в сфере финансов и экономики, но основная причина связана с концептуальными особенностями рассматриваемого уникального типа образования.

Обычно под эффективностью любой образовательной системы подразумевают некоторое соответствие целей и результатов организации образования, а качеством образования предполагается соответствие его содержания и форм некоторому идеальному уровню. Определяя качество продукции педагогической деятельности, легче использовать опосредованные и внешние признаки динамики процесса. Удобными показателями оказались объем и качество полученных на уроке знаний.

В традиционном музыкальном образовании от ученика практически ничего не зависит, кроме поощрения, если он играет по общепринятым правилам. Незаметно подменяются цели, и ребенок лишатся необходимого индивидуального обучения.

Наиболее конструктивный путь на сегодняшний день лежит на границе времени и дает возможность синтезировать бесценные педагогические завоевания прошлых лет, которые не потеряли своей актуальности и сегодня, педагогические открытия музыкантов, учителей-практиков, которые модернизировали устаревшую модель обучения.

Ключевой задачей, решаемой руководителями и педагогическим коллективом является задача по адекватному и своевременному реагированию на изменения во внешней обстановке и обеспечение качественного образования в условиях дефицита бюджета и уменьшения числа учеников. Продолжается сокращение количества учеников в образовательных учреждениях, в связи с демографической ситуацией в стране, а это вызывает удорожание обучения в них для каждого ребенка.

В таких условиях индивидуальные и частные потребности каждого ребенка, и его семьи становятся основным источником заказа на образовательную деятельность музыкальной школы.

Основной задачей и целью музыкального воспитания является цель приобщить ребенка к эстетическому опыту, накопленному человечеством: подвести вплотную к монументальному искусству и посредством его средств включать детскую психику в общую мировую работу, которая была проделана человечеством на протяжении нескольких тысячелетий, сублимируя в искусстве собственную психику. Профессиональное обучение музыке должно идти в сочетании с собственным творчеством ребенка и культурой его художественного восприятия. Но различие обучения и субъективного развития личности – это противоречивые, но не взаимоисключающие процессы. Их соотношение, как взаимосвязь тактики со стратегией. Выявлять требуемые условия поддержки ребенка в ходе процесса его самоопределения и самореализации, то есть предоставление ребенку возможности самостоятельно определять свои интересы и предоставлять ему возможность свободного выбора, а также целенаправленно создавать на практике особую образовательную среду – это стратегия. Помощь в овладении музыкальным искусством – уже тактика.

Чтобы оценить эффективность, необходимо выделить психолого-педагогическую сущность обоих этих процессов и их оптимальное соответствие:

  • психолого-педагогическая поддержка свободного выбора интересов ребенка, его жизненное и профессиональное самоопределение;
  • подчиненность педагогического воздействия, то есть тактики обучения, субъектно-субъектным, партнерским отношениям между педагогом и ребенком.
Дата последнего обновления статьи: 02.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot