Польза раннего изучения иностранного языка
Раннее обучения является на сегодняшний день остро стоящим вопросом. С одной стороны, педагогика рассматривает концепция раннего обучения, в качестве положительного направления в развитии подрастающего поколения, а с другой стороны, доказано, что раннее обучение по некоторым направлениям, изучение определенных дисциплин является нецелесообразным.
Вопрос раннего обучения был исследован многими учеными еще эпохи Средневековья. Что касается изучение иностранного языка, то этот вопрос развил множество споров среди ученых.
К примеру, Ж.Ж. Руссо придерживался точки зрения нецелесообразности изучения иностранного языка в раннем возрасте. он объяснял это неспособностью детского организма, неразвитостью психических процессов, неподготовленностью к изучению иностранного языка до определенного возраста – подросткового. Песталоцци говорил, что раннее изучение любой дисциплины должно находится в строгом соответствии с интеллектуальными способностями и возрастной динамикой развития ребенка. Не стоит начинать обучение раньше созревания. Ребенок и его психические процессы должны быть подготовлены к получению новых знаний и восприятию новой информации.
Раннее изучение иностранных языков является модным веянием современного общества. Родители стремятся к тому, чтобы их чадо овладело, как минимум, одним иностранным языком еще на дошкольном этапе развития.
Что касается педагогических и психологических исследований по этому вопросу, то следует отметить, что дошкольный возраст, а именно с четырех и до семи лет является сенситивным периодом развития ребенка для языкового восприятия. Ребенку гораздо легче дается восприятие иностранного языка, чем взрослому. Ученые сходятся в том, что до трех лет обучение иностранному языку является бессмысленным занятием. Тоже самое и касается возрастной отметки в десять лет.
Для ребенка изучение иностранного языка в дошкольном возрасте является важным направлением в его развитии. Это объясняется следующими явлениями:
- Изучение иностранного языка способствует ознакомлению ребенка с окружающим миром, развитию его представлений о его устройстве. В ходе изучения иностранного языка происходит формирование его взглядов и мировоззрения.
- Ребенок взрослеет в ходе обучения. Когда знания заполняют сознание ребенка, его память, то он начинает искать пути их практического использования, чтобы самоутвердиться и самовыразиться.
- Изучение иностранного языка и умение говорить на другом языке выделяют ребенка. Он становится непохожим на сверстников, что позволяет ему гордиться своей деятельностью, своими успехами, позволяет чувствовать себя особенным. Главное, чтобы процесс изучения приносил удовольствие, а чувство особенности не переходило границы разумного, иначе это приведет к развитию комплексов.
- Изучение иностранного языка развивает фонематический слух и расширяет представление о звуковом многообразии мира.
- Посредством языка можно развить коммуникативные навыки социального взаимодействия, развить умения четко и ясно излагать свои мысли.
- Знание другого языка имеет нравственный и интеллектуальный потенциал развития ребенка.
Раннее изучения иностранного языка дает положительный эффект, поскольку оно закладывает фундамент для дальнейшего изучения иностранного языка в основной школе. Кроме того, посредством языка ребенок приобщается к мировой культуре, усваивает общечеловеческие культурные нормы и ценности.
-
Проблемы изучения иностранного языка в дошкольном возрасте
Изучение иностранного языка в дошкольном возрасте приводит к развитию ряда проблем:
- Обучение иностранному языку в дошкольном возрасте может кардинально отличаться от его изучения по образовательной программы в школе. В этой связи, ребенку будет сложно перестроиться и обучаться по иным методикам.
- Наличие психофизиологических различий у детей дошкольного возраста. Каждый этап дошкольного развития связан с некоторыми особенностями функционирования памяти, восприятия, воображения.
- Отсутствие преемственности в обучении иностранному языку. При переходе из ДОУ в школу возникает проблема несоответствия целей, содержания, структуры обучения иностранному языку.
- Отсутствие оптимальных технологий обучения иностранному языку дошкольников и младших школьников.
- Отсутствие учета индивидуальных потребностей и желаний ребенка.
Правила эффективного изучения иностранного языка в дошкольном возрасте
Чтобы изучение иностранного языка не стало зря потраченным временем, а принесло должный положительный образовательный и развивающий эффект необходимо соблюдать ряд правил построения учебного процесса в дошкольном возрасте. К ним относятся:
- Обучение должно базироваться на применение интуитивных приемов овладения материала. Такие способы актуальны для познания пяти-шести летними детьми, поскольку учитывают особенности функционирования их психических процессов.
- Постепенное подключение к интуитивным способам познания сознательных приемов усвоения материала. Это актуально производить при переходе ребенка к обучению в школе.
- Проведение занятий должно осуществляться в игровой форме.
- Занятия необходимо проводить регулярно, но не длительные временные промежутки – 10-15 минут максимум.
- Занятия требуют наличия обязательных перерывов. Хорошо, если в это время ребенок выполняет активные движения. Например, можно организовать подвижную игру с уклоном на тему учебного занятия по иностранному языку.
- Можно дополнительно включать изучение иностранного языка в игровую деятельность дня ребенка.
- Занятия можно проводить в разной обстановке: дома, в ДОУ, на улице, на природе. Хорошо чередовать такие занятия.
- Побуждать ребенка к общению на иностранном языке. Можно просто задать ребенку вопрос на иностранном языке, чтобы он ответил на нем же или пофантазировать на какую-то тему и выразить свою фантазию на иностранном языке.
- Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка заниматься, если он не желает этого делать. Если вы не мотивировали его к обучению, то насильственное познание не будет эффективным.