Творческие способности - это индивидуальные качества личности, позволяющие ей успешно осуществлять творческую деятельность, а также, нахождение творческого мышления в активной фазе развития.
Творческие способности требуют активного развития с раннего возраста. При наличии у ребенка определенных творческих задатков, творческой направленности деятельности, нельзя бросать это на самотек. Творческие способности имеют тенденцию к стагнации при своем неиспользовании. Потому, их активное развитие реализуется на протяжении всего дошкольного возраста и на следующих этапах развития ребенка.
Рисунок 1. Виды творческих способностей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Актуальность развития творческих способностей в дошкольном возрасте
Дошкольный этап развития личности является актуальным для формирования творческих способностей учащегося. Это обусловлено следующими факторами:
- Нахождение любознательности в активной фазе развития. Дети стремятся к познанию окружающего мира, им интересно все, что в нем происходит.
- Накопление опыта деятельности и формирование знаний об окружающем мире – предпосылка формирования творческой деятельности.
- Свободное мышление дошкольников. Они лишены рамок, границ, стереотипов. Потому, его нужно совершенствовать и поддерживать в данном направлении развития.
- Сензитивный период развития творческого воображения ребенка.
- Актуальность развития мыслительной деятельности и разных качеств мышления. Они лежат в основе формирования творчества и формируются в дошкольном возрасте.
- Активное физическое развитие. Физические процессы организма активно развиваются в дошкольном возрасте. Они оказывают воздействие на становление интеллектуальной сферы и мышления.
Рисунок 2. Развитие творческих способностей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Развитие творческих способностей требуется реализовывать именно в дошкольном возрасте. данные способности станут фундаментом дальнейшего развития личности ребенка и формирования у него навыков самостоятельности, а также развития творческого мышления.
При этом, следует учитывать особенности развития каждого отдельного ребенка. Кто-то может самостоятельно найти в себе путь к созиданию и проявляет творческую активность в разных сферах и направлениях деятельности, а у кого-то творческий потенциал является глубоко зарытым и никак не проявляющимся. Потому, требуется использование индивидуального подхода в обучении, позволяющим создать все условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Условия развития творчества дошкольников
Творческое развитие дошкольников требует создания определенных условий, позволяющих раскрыть творческий потенциал ребенка и реализовать его в деятельности. К ним относятся:
- Акцентирование внимания на раннем физическом развитии ребенка. Физические процессы оказывают воздействие на интеллект, что, в свою очередь, активизирует мышление и формирует творческую направленность деятельности;
- Раннее приобщение к творческой деятельности;
- Создание развивающего окружающего пространства. Обучение дошкольников должно идти впереди их развития т.е. учитывать их потенциальные возможности;
- Максимизация познавательной деятельности и творческой работы. Ребенок должен прилагать усилия, созидать и постигать что-то новое т.е. необходимо непрерывно достигать существующего на данный момент предела своих возможностей. Это способствует развитию данного предела и переводу его на новый уровень;
- Предоставление ребенку свободы выбора. Свобода выбора деятельности позволяет развить энтузиазм ребенка и дать положительный эмоциональный отклик на разные виды деятельности. Выбор того, что интересно ребенку, что вызывает у него восторг, снижает стресс, исключает переутомление от деятельности, повышая ее продуктивность. При этом, свободы выбора не исключает помощь взрослого, сопровождение им деятельности ребенка. Творческие начинания ребенка, его видение решения той или иной задачи должно быть поддержано взрослым;
- Создание благоприятной атмосферы в семье и дошкольной организации. Она дает ребенку чувство безопасности и мотивирует его на творческий поиск;
- Создание ситуации успеха. Такие ситуации предполагают похвалу и поощрение любых творческих проявлений и минимизацию укоров, негативных оценок деятельности.
Проблемы воспитания творческой личности
В развитии детского творчества наблюдается ряд проблем. Они связаны с несоблюдением условий развития творческого потенциала ребенка, особенностями развития детей дошкольного возраста и индивидуальными параметрами каждой отдельной личности.
Основными проблемами развития творческого потенциала дошкольника выступают следующие:
- Семья и ее развитие. Уровень развития родителей, их образование, построение взаимоотношений сказывается на ребенке. Образовательный уровень семьи отражает формирование интересов и потребностей ребенка, освоение им общей культуры и принятие культурных ценностей. Не всякая семья сегодня способна дать ребенку возможность для его творческого развития. Семейные взаимоотношения, семьи группы риска, воспитание в неблагополучных семьях негативно сказывается на творческом развитии подрастающего поколения.
- Недостаточная компетентность педагогов. Творческому развитию ребенка должен помогать наставник, обладающий развитым творческим видением своей деятельности, творческой направленности мысли. Не всякий современный педагог способен применить творческий подход к делу и создать ребенку развивающую творческую среду.
- Недостаточно развитая индивидуальная направленность воспитания. Если семья не дает ребенку полноценного творческого развития, то это может компенсироваться ДОУ. Однако, для этого требуется индивидуальный подход к каждому воспитаннику, поскольку творческий потенциал каждого ребенка имеет свою специфику. Однако, современная система обучения (переполненность групп ДОУ, недостаточность педагогов) не позволяет в полной мере реализовать данный подход в воспитательном процессе ДОУ.
Таким образом, развитие творчества дошкольников является целенаправленным процессом, требующим усилий, временных ресурсов, применения специальных методов учебно-воспитательной работы, создания благоприятной, психологически комфортной окружающей среды.