Понятие и виды девиантного поведения
Девиантное поведение – это любое поведение, которое отклоняется от социальной нормы. Ключевой момент здесь – нормы конкретного общества, в связи с чем поведение, нормальное для одной группы людей, будет нежелательным для другой группы.
Общепринятая классификация девиантного поведения отсутствует. В соответствии с целями, преследуемыми индивидом, выделяют следующие виды девиантного поведения:
- корыстная ориентация – стремление к получению корыстной материальной выгоды, через нечестные действия или правонарушения;
- агрессивная ориентация – преступления против личности;
- социально-пассивная ориентация – уклонение от выполнения социальных нормативных обязанностей, избегание активного образа жизни и решения стоящих проблем.
С позиции результата выделяют:
- позитивные девиации – действия человека направляются на преодоление устаревших стандартов, способствуя изменениям социальной системы к лучшему;
- негативные девиации – поступки, направленные на разрушение социальной системы, приведение к ее дисфункции и дезорганизации.
Наиболее общая и распространенная классификация делит девиантное поведение на:
- антисоциальное – поступки, противоречащие правовым, культурным и морально-этическим нормам;
- асоциальное – совершение действий, не соответствующих социальным и правовым общественным нормам, обычаям и традициям;
- аутодеструктивное – угрожающее развитию и целостности самой девиантной личности.
В подростковом возрасте девиантное поведение может состоять из нескольких типов или проявляться только в чем-то одном. Такие изменения могут возникать крайне рано в связи с врожденными причинами, возникать из-за физических травм, оказавших воздействие на работу мозга и неврологический статус, либо сформироваться в процессе воспитания или под влиянием неблагоприятных социальных и психотравмирующих факторов.
Оценка собственных поступков у подростков может быть различной. Одни будут чувствовать свою вину, в связи с чем, у них будет снижаться самооценка и появляться неврозы. Другие же будут считать свое поведение абсолютно нормальным, оправдывая его, даже если все общество будет считать поведение отклоняющемся.
Девиантное поведение в подростковом возрасте и его профилактика
Девиантное поведение подростков более опасно, чем такое поведение детей. Это связано с тем, что:
- подросток может совершить более разрушительное действие;
- корректировка такого явления требует более активных действий и продолжительного времени.
Причины возникновения девиантного поведения подростков могут быть скрыты в раннем детском возрасте, а могут сформироваться значительно позже под воздействием ровесников или в связи со сменой обстановки, дезадаптации и пр.
Профилактические мероприятия стоит направлять на выявление детей, относящихся к группам риска, устранять факторы, способствующие развитию девиаций, а также своевременно оказывать помощь.
Для стабилизации эмоциональной и поведенческой сфер детей и подростков, следует:
- формировать интерес к окружающему миру и людям, стремиться изучить и понять закономерности реагирования людей и функционирования целостного общества, а происходить это должно в первую очередь, в семье;
- ознакомлять детей с соответствующими поведенческими правилами в разных жизненных ситуациях. Для малышей можно закреплять необходимые навыки в форме игры, для подростка – в формате тренинга;
- развитие адекватного самовосприятия и самооценки, что позже даст возможность ориентироваться в любой ситуации и выбирать подходящий стиль поведения из тех стратегий, которые ребенок успешно освоил раньше;
- развить навыки общения разных форм в любых ситуациях, а также с разными категориями людей. Чем больше человек получит соответствующей практики, тем выше становится вероятность подсознательно использовать правильную стратегию в реальных ситуациях;
- родители должны уделять внимание внутрисемейному взаимодействию друг с другом и психоэмоциональной атмосфере внутри семьи. Развитие взаимопонимания друг с другом и родительской компетентности.
Для детей и подростков, которые прошли коррекционную программу, необходимо проводить профилактику возвращения в прежним формам взаимодействия. В этом случае, ключевой момент – обработка полученных навыков, соответствующий уровень моральной психологической поддержки.
Коррекция девиантного поведения
Если родители отметили отклонения в поведении своего ребенка и у них не получается его самостоятельно отрегулировать, необходимо обратиться за помощью к детскому или подростковому психологу, в зависимости от возраста ребенка.
Ожидание, что такие поведенческие тенденции пройдут самостоятельно, опасно, так как момент легкой коррекции можно упустить, а ситуация и дальше будет ухудшаться. Словесная агрессия быстро перерастает в физическую, прогулы уроков заканчиваются употреблением наркотиков, при этом дети могут не осознавать в полной мере разрушительных последствий своих действий.
Зачастую, дети, выбрав асоциальное поведение, не видят в этом ничего страшного, поэтому могут отказываться от похода на консультацию к специалисту. Нельзя в таком случае силой тащить ребенка в кабинет, можно прийти на консультацию только родителям.
Специалисты, разобравшись в индивидуальной ситуации, помогут подобрать приемы и тактику действий с родителями, чтобы успешно корректировать поведение ребенка.
Такие специалисты могут работать по классическим методикам, давно доказавшим свою эффективность, так и по инновационным и авторским, не менее эффективным, методикам. Выбор осуществляется на основании разбора каждой отдельной ситуации.
Основная задача – подойти к возникшей проблеме с поведением ребенка или подростка комплексно. В этом случае больше вероятность достижения положительных результатов при общении с ними, при проработке их переживаний, стрессов, травм коррекции девиантного поведения, до того, как оно стало настоящей проблемой.