Целевые ориентации и особенности концептуальных подходов технологии
Технология, предлагаемая А. М. Кушниром, ориентирует учащегося на реальное общение с носителями языка, а не на вымышленное. Обучение иностранному языку в соответствии с образовательной программой общеобразовательных школ, строится на своего рода, методической клоунаде. То есть те знания, которые даются учащимся в школе не соответствуют реальным потребностям в последующей коммуникации. Педагоги делают упор на выполнение порой бессмысленных упражнений, в то время как А. М. Кушнир предлагает ориентироваться в первую очередь на овладении коммуникативными навыками, которые бы позволили учащимся в дальнейшем свободно общаться с носителями иностранного языка.
Целевыми ориентациями природосообразной технологии обучения иностранному языку А. М. Кушнира является:
- Основная цель и задачи обучения должны полностью соотноситься с социальным заказом и условиям жизни.
- Достижение среди учащихся непроизвольного уровня восприятия и понимания иностранной речи.
- Достижение такого уровня способностей, при которых учащиеся могут переводить текст «с листа».
- Достижение дополнительного ориентира усвоения иностранного языка – непроизвольный уровень понимания иностранной речи на слух (просмотр фильмов на иностранном языке, прослушивание радиопрограмм и т.д.).
- Ведущая цель первого этапа обучения – это развитие у учащихся умения читать вслух тексты на иностранном языке, на уровне, не уступающем чтению текстов на родном языке.
- Ведущая цель второго этапа обучения – полное исключение артикуляционно-фонематических сложностей, формирование и развитие свободного, фонетически правильного чтения текстов любой сложности на иностранном языке.
Особенностями концептуальных подходов технологии А.М. Кушнира являются:
- Содержание и тематику уроков иностранному языку соответствует жизненным потребностям учащихся.
- Сбалансированное сочетание вербальных и наглядных средств представления учебной информации, а также сочетание приемов обучения и коммуникации.
- Опора на те способы обучения, которые наиболее близки и понятны природе учащихся.
- Развитие понимания иностранного языка, которое способствует формированию правильному говорению.
- Доминирование в обучении непроизвольных процессов.
- Обучение строится на основании организации индивидуального темпа для каждого учащегося.
Организационно-методические особенности технологии
В соответствии с технологией А.М. Кушнира учебный цикл зависит от уровня овладения определенного вида разговорной речи. То есть, ставится конкретная цель, и цикл считается завершенным только тогда, когда цель достигнута, а учащиеся владеют необходимым уровнем, например, непроизвольное фонетическое чтение текста на иностранном языке, со скоростью и правильностью произношения не ниже, чем на родном языке.
Весь учебный процесс поделен на несколько последовательных циклов:
- Первый цикл – направлен на формирование мотивации у учащихся на обучение иностранному языку.
- Второй цикл – введение в иностранную культуру, ознакомление со страной, ее историей, географическим положением, историческими личностями, художниками, писателями и т.д. Вся работа осуществляется на иностранном языке.
- Третий цикл – осуществление интенсивной работы направленной на развитие фонетического слуха. Реализуется посредством прослушивания песен, чтения вслух поэтических произведений и т.д. То есть основным видом работы является слушание.
- Третий цикл – пение на иностранном языке с использованием музыкальной фонограммы, допустимо пользоваться зрительным текстом песни, либо подстрочными ориентирами. Суть данного этапа заключается в том, чтобы учащиеся могли усвоить фонетику изучаемого языка, путем пропевания звуков и общего положительного эмоционального настроя от музыки. Например, если изучается английский язык, но наиболее приемлемо и актуально использовать песни Фрэнка Синатры, Элтона Джона, Уитни Хьюстона и т.д. Данные исполнители понятны и знакомы детям.
Большое значение в технологии уделяется домашнему заданию. Согласно технологии А.М. Кушнира наиболее эффективно выполнение домашних заданий, которые записаны заранее на различного рода носители.
Деятельность педагога и учащихся в рамках технологии А. М. Кушнира
Работа педагога в рамках технологии А.М. Кушнира заключается в следующем:
- осуществляет поиск интересных, познавательных и актуальных текстов;
- занимается организацией полноценного информационного процесса в рамках учебного занятия;
- при аудио-прослушивании текста при необходимости показывает учащимся строки, которые звучат в данный момент;
- занимается обеспечением фонетически правильного звучания текста (показывает правильную артикуляционную моторику);
- обеспечивает учащимся правильное понимание текста (сопровождает его синхронным или подстрочным переводом).
Работа учащегося в рамках технологии А. М. Кушнира:
- полноценное и качественное наблюдение за действиями педагога;
- активное участие в информационной стороне учебного процесса (следит за смыслом звучащего текста);
- осваивает алгоритм отождествления текста, который звучит с его графическим написанием, вырабатывает данное умение до автоматизма;
- учится «видеть» в тексте или в разговорной речи фонетические трудности и сопоставляет их с правилами чтения;
- читает вслух одновременно с педагогом или аудиозаписью;
- читает много и доводит собственные навыки чтения до автоматизма;
- оттачивает с помощью учителя фонетические и артикуляционные нюансы чтения на изучаемом языке;
- на всех этапах работы понимает текст благодаря подстрочнику.