Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Приоритетные ценности профессионально-педагогической деятельности в xxi веке

Определение 1

Педагогические ценности – это правила, регулирующие педагогическую деятельность, выступающие в качестве связи между работой педагога и социальными воззрениями и требованиями, предъявляемыми к образовательной сфере и итогам ее деятельности.

Педагогические ценности усваиваются педагогом и формируются непосредственно в процессе реализации им своих профессиональных функций. Их развитие и субъективность отражают уровень развития личности педагога и его профессиональную компетентность.

Профессиональная компетентность педагога, его мастерство и уровень профессионализма определяет эффективность реализации образовательных программ и достижение целей и задач образования.

Педагогические ценности отражают ориентацию деятельности педагога, его общественную и профессиональную активность.

На каждом этапе исторического развития общества, происходит изменение требований к образованию, что меняет приоритетные ценности профессиональной деятельности педагога.

XXI век предъявляет особые требования к профессии педагога, его компетенции и выделяет соответствующие им ценности педагогической деятельности.

Классификация педагогических ценностей

Замечание 1

Ценность – это свойство явлений, процессов, психологических параметров развития личности, индивидуальные свойства личности, вещественные параметры явлений и процессов социальной действительности, оказывающие положительное воздействие на их развитие и функционирование общества.

Педагогические ценности выступают образцами поведения педагога в процессе реализации им своих профессиональных функций. Они могут быть классифицированы по нескольким основаниям:

  1. Сфера существования и воздействия ценностей предполагает их подразделение на: личностные ценности, групповые ценности и социально-педагогические ценности:

    • Личностные ценности характеризуют особенности развития личности отдельного педагога и их применение в своей профессиональной деятельности. Они включают мотивы, идеалы педагога, престижность данной профессии, ориентацию на профессиональное и творческое развитие, трудовую самореализацию.
    • Групповые ценности отражают нормы и правила педагогической деятельности, реализуемой в рамках одного образовательного заведения.
    • Социально-педагогические ценности регламентируют образовательный процесс в целом, определяют порядок функционирования образовательной системы, ее устройство и традиции.
  2. В зависимости от назначения, ценности педагогической деятельности делятся на:

    • Ценности-цели – отражают сущность и значение целей профессиональной работы педагога;
    • Ценности-средства – отражают способы, приемы и средства, посредством применения которых реализуется профессиональная работа педагога;
    • Ценности-отношения- отражают смысловое назначение педагогических отношений и их социальную значимость;
    • Ценности-знания – отражают сущность педагогических знаний, применяемых в ходе реализации педагогической деятельности;
    • Ценности – качества – отражают индивидуальные свойства личности отдельного педагога и их роль в педагогической деятельности.
  3. С аксиологической точки зрения рядом ученых были выделены следующие педагогические ценности, которые должен усвоить педагог и применять в своей работе для ее эффективности:

    • знания профессиональной педагогической сферы,
    • мировоззрение педагога,
    • мышление педагога, рефлексия,
    • педагогический такт и нормы этики.
  4. Исходя из области применения и практической социальной значимости, педагогические ценности бывают:

    • человеческими,
    • духовными,
    • практическими,
    • личностными.
«Приоритетные ценности профессионально-педагогической деятельности в xxi веке» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 2

Именно последняя группа ценностей может быть отнесена к приоритетным ценностям педагогической деятельности в XXI веке.

Человеческие ценности отражают постановку личности учащегося на приоритетное место в образовательном процессе. Образование ориентируется не на простое научное развитие ребенка, передачу ему системы знаний, а его личностное развитие, формирование способности к самосовершенствованию и потребности в постоянном обучении и развитии на протяжении всей жизнедеятельности.

Духовные ценности включают в свой состав педагогический опыт профессиональной деятельности педагога, теории, концепции педагогики, методы развития педагогического мышления.

Практические ценности включают те технологии, методики, способы организации педагогического процесса и работы педагога. Практические ценности предполагают выбор личностно-ориентированных технологий, использование в обучении методик моделирования и построения проектов.

Личностные ценности отражают профессионализм педагога, его индивидуальные качества, особые умения и навыки, которые необходимы ему для реализации его профессиональной деятельности. от личностных качеств педагога, во многом, зависит ориентация педагогический деятельности на гуманистический лад.

Приоритетные компетенции педагога XXI века

Профессиональная компетентность педагога отражает его ценностное отношение к профессиональной педагогической деятельности.

В состав приоритетных компетенций современного педагога входят следующие компоненты:

  1. Учебные компетенции. Они отражают способности педагога к организации учебной работы и выбора собственного образовательного пути, разрешать проблемы в обучении, использование прогрессивного педагогического опыта, умение систематизировать и дифференцировать знания, взятие на себя ответственности за достижение образовательных целей и задач.
  2. Исследовательские компетенции. В них содержатся умения педагога использовать информацию, различные ее источники, оперировать фактами, умение обращаться к экспертной помощи, организовывать собственные исследования.
  3. Социально-личностные компетенции. Они помогают педагогу в установлении связей между различными этапами общественного развития, анализировать политическое и экономическое развитие общества и его влияние на образовательную сферу, навыки критического мышления и критической оценки общественных процессов, событий, этапов развития, а также умение воспринимать и понимать произведения искусства и литературное творчество.
  4. Коммуникативные компетенции. Педагог должен уметь выступать на публике, не стесняться выражать свою точку зрения по какому-то вопросу, отстаивать ее, принимать наличие иных взглядов и точек зрения, умение читать информационные данные, представленные в различных формах: текст, графики, схемы, диаграммы, таблицы.
  5. Организаторские компетенции. Они отражают навыки педагога продуктивно реализовывать свою деятельность, брать на себя за нее ответственность, доводить начатое дело до конца, планировать и прогнозировать свою работу, вносить вклад в коллективный педагогический труд.
  6. Личностные компетенции. Они включают стремление педагога к непрерывному саморазвитию и самообучению, способность адаптироваться к новым социальным требованиям к образовательной сфере, быть гибким, иметь творческий подход к своей работе.

Приоритетные ценности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Приоритетные ценности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дата последнего обновления статьи: 16.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot