Факторы приобщения учащихся к здоровому образу жизни в урочной и внеурочной деятельности
Проблема формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения не является новой. Она имеет древние корни и сохраняет свою актуальность в современном обществе.
Рисунок 1. Здоровьесберегающее пространство школы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Здоровье ребенка требует сохранения, поддержания и укрепления. А достижение этого реализуется посредством воспитательных мероприятий, ориентированных на формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательный процесс данной направленности реализуется в классной и внеклассной работе каждой образовательной организации. Он ориентирован на:
- Развитие у учащихся сознательного отношения к своему здоровью и необходимости его сохранения.
- Формирование положительного отношения к физической культуре.
- Применение на уроках и во внеурочное время оптимальных методов и технологий обучения, способствующих развитию гармонично развитой личности, обладающей нормальным физическим, психическим здоровьем и эмоциональным балансом.
- Включение в образовательный процесс внеклассных часов, направленных на ознакомление учащихся с правилами гигиены, основами безопасности жизнедеятельности.
- Проведение просветительской деятельности и пропаганды здорового образа жизни среди учащихся и их родителей.
Чтобы сформировать потребность в здоровом образе жизни, в учебном учреждении должны быть созданы специальные условия проведения учебных занятий и внеурочной деятельности, с соблюдение всех факторов сохранения и укрепления здоровья. К ним относятся:
- Сбалансированное питание;
- Оптимальный объем учебной нагрузки;
- Рациональный режим обучения. Он предполагает определение временного периода проведения учебных занятий, включения перерывов, распределение учебной нагрузки по этапам учебного занятия, дням, неделям, месяцам;
- Включение в образовательный процесс двигательного режима в оптимальном объеме. Это предполагает включение регулярных уроков физкультуры в образовательную программу, внеурочных спортивных мероприятий, проведение физкультминуток на уроках;
- Соблюдение в учебном заведении санэпидемиологических норм;
- Проведение регулярных медицинских осмотров учащихся;
- Использование на учебных занятиях здоровьесберегающих технологий;
- Создание в учебном заведении, на уроках и во внеурочной деятельности комфортной психологической атмосферы;
- Проведение психологических консультаций, тренингов для учащихся и их родителей;
- Организация мероприятий, ориентированных на сохранение здоровья учащихся и здоровья окружающей среды: субботники, дежурства, уход за растениями в классе, проведение физкультурных разминок, оказание волонтерской помощи животным и др.
Данные мероприятия представляют собой комплексное взаимодействие урочного и внеурочного процесса учебного учреждения. Только при соблюдении соотношения данных компонентов образовательной деятельности можно достичь, формирования у учащихся, потребности в здоровом образе жизни.
Роль внеклассной работы в формировании здорового образа жизни учащихся
Внеклассная работа представляет собой разнообразную деятельность учащихся, реализующуюся во внеурочное время и ориентированную на достижение разнообразных целей и задач.
Внеурочная работа обладает огромным воспитательным потенциалом и спектром средств, способствующих воспитанию здорового образа жизни подрастающего поколения.
Во внеклассной работе реализуются разнообразные виды деятельности учащихся, ориентированные на их познавательное развитие, мотивацию к разным видам деятельности, физическое развитие, оздоровление, трудовое воспитание, нравственное развитие.
Роль внеклассной работы в формировании у учащихся потребности в здоровом образе жизни велика. Ее можно отразить в виде следующих мероприятий и направлений деятельности учащихся во внеурочное время в учебном заведении:
- Проведение классных часов по темам здоровья, здорового образа жизни, его основ, тенденций развития и необходимости формирования;
- Приглашение на классные часы специалистов, ученых, профессоров для освещения тематики здорового образа жизни;
- Проведение лекционных занятий с родителями, а также консультаций индивидуального и группового характера по вопросам необходимости заботы о здоровье, его поддержании и укреплении;
- Проведение спортивных праздников;
- Проведение подвижных игр на свежем воздухе;
- Проведение экскурсий, прогулок на свежем воздухе;
- Организация игровой деятельности на тему здоровья;
- Ознакомление с гигиеническими нормами в ходе проведения бесед с учащимися;
- Организация проектной деятельности на тему ответственности за свое здоровье и его сохранность.
Чтобы достичь результативности внеклассной работы, ориентированной на развитие потребности в здоровом образе жизни, необходимо проводить классные часы, посвященные здоровью, регулярно использовать творческий подход на занятиях, повышать активность работы учащихся на занятиях, использовать разные варианты деятельности, методы и формы работы, делать содержание внеклассных занятий ярким и насыщенным, а эмоциональному компоненту отводить приоритетное место.
Приобщение учащихся к здоровому образу жизни на учебных занятиях
Как и внеклассная работа, так и урочная деятельность обладает обширными воспитательными возможностями по формированию потребности в здоровом образе жизни.
Чтобы развить у учащихся привычку здорового образа жизни, требуется включать здоровьесберегающие технологии во все направления и аспекты образовательного процесса. Так, на учебном занятии формируется здоровьесберегающая среда. Она предполагает проведение утренней зарядки, выполнение дыхательных упражнений вначале урока для расслабления учащихся и настроя на познавательный процесс. Кроме того, хорошо включать в образовательный процесс эмоциональный компонент в виде чтения вступительных стихотворений, пословиц о здоровье и его значимости, рассказов из жизни, относящихся к теме урока и содержащих компонент здоровья.
Обязательно проведение физкультминуток во время уроков. Они помогают учащимся сбросить напряжение, снять мышечную нагрузку, перевести дух и продолжить познание с новыми силами.
Сочетание всех мероприятий по формированию здорового образа жизни, регулярность и систематичность их проведения обеспечивают положительный воспитательный эффект.