Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Принципы воспитания по А. Г. Асмолову

Стратегия А. Г. Асмолова «Учить учиться»

Замечание 1

Александр Асмолов - отечественный психолог, который исследует вопросы воспитания и обучения детей в современных реалиях, в частности, в эпоху неопределенности и непостоянства.

Современное общество развивается стремительными темпами. Социальная сфера характеризуется сложностью и разнообразием. Это приводит к тому, что перед системой образования встают новые проблемы и новые ориентиры развития.

Образовательная сфера больше не может быть обычной фабрикой по производству системы знаний и навыков. Ее основная цель сводится к поиску путей обучения, определению его смыслового назначения, отвечающего потребностям и интересам, мотивам и запросам людей.

Современные тенденции развития образования таковы, что оно овладевает человеком. Поэтому, особенно важно, понять его смысловое назначение и приоритетные пути развития.

Традиционная система образования, основанная на классно-урочной системе обучения является эффективной только для стабильного общества, динамика развития которого является слабой или отсутствует вовсе. Такое обучение было актуальным в Советском Союзе при плановой экономике. Это обусловлено тем, что такая система знаний дает определенные шаблоны действий, стандартные решения для любых случаев жизни. Однако, в современных реалиях социально-экономического развития, в эпоху информационных технологий, стандартный подход к решению всех проблем и задач, попросту, невозможен. Новые задачи и направления деятельности возникают из ниоткуда и требуют творческого подхода к их решению, нестандартного взгляда, новых знаний и навыков деятельности.

В этой связи, в настоящее время, система образования должна развиваться на основе стратегии «Учить учиться». Данная стратегия имеет ряд преимуществ перед традиционной образовательной системой:

«Принципы воспитания по А. Г. Асмолову» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Использование преадаптивных моделей образовательной деятельности. Они заключаются в том, что ребенок учится приспосабливаться к новым условиям и обстоятельствам, решению новых задач и выполнению новых видов деятельности.
  2. Новая стратегия ориентирована на подготовку профессионалов, наделенных универсальными навыками деятельности. Учащиеся учатся самостоятельному построению мирового устройства, определению его смысла. Это позволяет принимать осознанные и продуктивные решения в новых условиях и обстоятельствах.
  3. Развитие умения самостоятельной работы с информационными ресурсами. Современная стратегия образования сводится к получению не определенной системы знаний и навыков, а способам работы с информационными ресурсами: поиском, обработкой, сохранением и передачей информационных данных.
  4. Развитие мотивации к познанию. Учащийся развивает стремление познавать окружающее пространство, чтобы расширить свой кругозор и добиться конкретных целей в своей профессиональной и иных видах деятельности.

Стратегия «учить учиться» предполагает формирование новой роли педагога. Сейчас он не просто человек, который передает знания и навыки, а личность, создающая культуру и, помогающая формированию культурно ориентированного и нравственно обогащенного человека. Педагог формирует мотивацию к познанию и обучает способам работы с большим объемом информационных ресурсов, пронизывающих все сферы общественной жизнедеятельности. Кроме того, педагог выступает коммуникатором. Он организует коллективную работу учащихся и координирует их сотрудничество.

Взгляд А. Г. Асмолова на целевые установки воспитания и его принципы

А. Г. Асмолов считал, что целевым назначением воспитания выступает развитие личностных ориентиров деятельности воспитанника и формирование смысловых установок во всех направлениях деятельности.

Такое целевое назначение воспитательного процесса предполагает опору на следующие принципы его организации:

  • Принцип внедрения личности в социально значимую деятельность. Необходимо создавать такие условия воспитания, использовать такие формы и виды деятельности, которые помогают ребенку саморазвиваться и самоутверждаться.
  • Принцип показа деятельности отдельной личности и ее поступков для референтной группы. Чтобы ребенок обратил внимание на какой-то поступок, необходимо обращение внимания на них значимых для него людей, чья точка зрения важна для ребенка. Эти люди являются референтами. Они помогают управлять поведением ребенка, координировать его поступки, управлять поведением, за счет того, что ребенок чувствует их эмоциональный настрой и восприятие своего поведения, что дает почву для осознания им последствий совершения того или иного действия.
  • Приоритет ведущей мотивации личности в воспитательной деятельности. Воспитание должно быть организовано на основе ориентации на удовлетворение потребностей и желаний ребенка. Поэтому, необходимо учитывать наличие у ребенка определенной приоритетной потребности и превратить ее в мотивацию его развития.
  • Принцип изменения социального статуса ребенка в коллективе. В коллективе сверстников ребенок учится исполнению разнообразных социальных ролей. Эти роли требуют постоянной смены для лучшего освоения. В этой связи, учебный процесс не всегда дает хорошую практику данной ролевой деятельности, поскольку смена роли в учебном процессе не всегда является возможной и осуществляться быстрыми темпами. Необходимо использование современных технологий и методик организации учебно-воспитательного пространства. Актуальным является использование системы детского самоуправления и игровые методы обучения. Именно в игре, ребенок может попробовать себя в разных ролях.

Принципы построения воспитательного процесса являются не постоянными, а динамичными его компонентами. Их выбор зависит от целевого назначения воспитания, которое в современных реалиях, претерпевает изменения быстрыми темпами. Цели воспитания изменяются по мере социально-экономического развития общества и формированием новых требований социальной среды к образовательному пространству.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 25.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot