Понятие и методика педагогического исследования
Педагогическое исследование – это совокупность методов, средств, технологий, приемов и принципов, необходимых для организации и реализации научно-исследовательской работы, направленной на изучение педагогических явлений, выявление и решение научных проблем в воспитательно-образовательном процессе.
На сегодняшний день педагогические исследования являются достаточно развитой и актуальной отраслью педагогической науки.
Для организации и реализации педагогического исследования используются разнообразные методы и средства, которые подбираются непосредственно исследователем исходя из поставленной цели и проблемы исследования. Используются как исторические (традиционные) методы, так и новые, которые появились относительно недавно. Что касается новых методов исследования, то чаще всего они связаны с развитием компьютерной, вычислительной и видеотехникой. То есть данные методы появились под воздействием развития не только науки, но и техники.
Методы педагогического исследования условно подразделяются на две большие группы: общенаучные и конкретно-педагогические.
Кроме того, используется еще и такое деление методов педагогического исследования:
- Методы теоретического исследования: формализация, моделирование, системный анализ, статистический анализ и т.д.
- Логические методы: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, аналогия, дедукция и т.д.
- Практические методы: сбор и организация эмпирического материала исследования.
Таким образом, в настоящее время педагогическое исследование, как категория педагогики является востребованной и весьма актуальной. Для организации педагогического исследования используется различные методы, средства, приемы и технологии, исходя из поставленной проблемы исследования.
Основные принципы педагогических исследований
К принципам организации педагогического исследования относятся:
- Принцип целостного изучения педагогического процесса или явления. Данный принцип предполагает установление связи между исследуемым феноменом и особенностями личности исследуемого (возрастными, психологическими, физическими, уровнем развития и т.д.). Цель установления связи – это показ влияния разнообразных внешних факторов на формирование качеств личности и раскрытие механизма развития ребенка. Без выделения феномена формирования личности ребенка, невозможно поставить конкретные задачи педагогического процесса и организовать эффективную воспитательно-образовательную работу с детьми.
- Принцип комплексного применения методов педагогического исследования. Согласно данному принципу в процессе изучения проблем педагогики выдвигается одновременно несколько задач, направленных на достижение поставленной цели исследования. То есть, необходимо использовать комплекс методов, которые направлены на решение всех поставленных задач. В том случае, если исследователь использует один метод, либо старается подобрать какой-то универсальный метод исследования, то достижение поставленной цели становится невозможным, либо не полноценным.
- Принцип объективности подразумевает проверку и перепроверку каждого полученного факта несколькими методами исследования, которые взаимодополняют или взаимокорректируют друг друга. Проверка объективности необходима для того, чтобы зафиксировать все проявления исследуемого качества или свойства личности, максимального сопоставления полученных данных. Сопоставление полученных данных осуществляется не только между данными участников исследования, но и с данными, которые были получены другими исследователями в ходе аналогичного исследования.
- Принцип единства воспитания и обучения личности. Предполагает изучение не только субъектов педагогического процесса, но и возможность позитивно влиять на их стремление к самосовершенствованию.
- Принцип одновременного изучения личности и коллектива. Данный принцип основан на том, что личность раскрывается в процессе взаимодействия с окружающими и во время коллективной деятельности.
- Принцип изучения явлений в процессе развития и изменения. Подразумевает изучение сущности исследуемого явления во взаимосвязи с другими явлениями, их взаимодействии и влиянии друг на друга.
- Принцип историзма. Основан на использовании в процессе исследования опорных позиций, выявленных предыдущими исследователями и являющимися фундаментальными в развитии педагогической идеи. Согласно данному принципу, использование ранее выявленных методов и средств, опора на полученные результаты способствует не только проведению качественного исследования, но и выявление изменений взглядов, обобщение накопленного опыта и т.п.
- Принцип объединения научной смелости и предусмотрительности. Согласно данному принципу, исследование необходимо строить таким образом, чтобы оно не повторяло один в один уже проведенное ранее исследование по данной проблеме, а было организовано посредством поиска кардинального решения поставленной проблемы. Для этого исследователю необходимо использовать инновационные методики, средства, технологии и т.д. Возможна разработка и внедрение собственных методов поиска и исследования. В данном случае под смелостью подразумевается внедрение инноваций в процесс исследования и умение отстоять свою позицию.
- Принцип глубинного рассмотрения исследуемой проблемы. Данный принцип предусматривает постепенное изучение и исследование проблем, то есть изначально исследуется то, что является очевидным («лежит на поверхности»), является понятным для всех, а затем то, что скрыто от всех и понятно только исследователю.
- Принцип педагогической эффективности, ориентирующий исследователя на позитивную цель, на актуальную проблему, на экономический эффект. Подводя итоги исследования, необходимо давать практические, методические рекомендации по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.
Все принципы педагогического исследования выдвигают определенные требования к деятельности исследователя, они тесно связаны друг с другом и с личностью самого исследователя.