Общие положения о развивающем обучении
Обучение – это сложный, многокомпонентный процесс передачи знаний обучающимся, который чаще всего происходит по объяснительно-иллюстративному типу (учитель рассказывает, ученик слушает). Развивающее же обучение, основанное на исследованиях советского психолога Льва Семеновича Выготского, предлагает для использования активно-деятельностный тип обучения, обеспечивающий куда большую вовлечённость учащегося в образовательный процесс.
Л. С. Выготский: «Хорошее обучение - это обучение, которое забегает вперед развития и ведет его за собой».
Технология развивающего обучения ставит в приоритет гармоничное развитие личности и делает акцент на потенциал ребёнка.
В развивающем обучении знания детей делятся на три вида:
- То, о чем учащиеся не знают;
- Знания, уже полученные обучающимися;
- «Зона ближайшего развития», расхождение между тем, что ребенок умеет, и тем, чего он может достичь – иначе говоря, его возможности.
Развивающее обучение фокусируется на последнем виде, утверждая, что обучение на более трудном уровне способствует развитию способностей ученика. В детях нужно формировать теоретическое мышление, дающее возможность применять полученные знания на практике. При развивающем обучении развитие происходит во всех направлениях и касается мышления, речи, чувств и движений, мотивации и воли.
В развивающем обучении ребенок не просто усваивает информацию, а самостоятельно находит закономерности и связи между разрозненными знаниями и осознаёт, зачем эти знания получает.
Развивающее обучение строится на индивидуальном образовательном подходе. Вместо того, чтобы сравнивать детей и заставлять их соревноваться друг с другом, люди, поддерживающие подобный подход, предлагают приглядываться к ним и смотреть на них, как на личностей.
В развивающем обучении часто используются образовательные методы, как правило считающиеся «нетрадиционными»: уроки-дискуссии, уроки-семинары, игры и так далее.
Важно помнить о том, что любой процесс обучения так или иначе ведёт к развитию, однако обучение носит развивающий характер только в том случае, если своей главной своей целью ставит непосредственное развитие личности, обучение её анализу, сравнению, развитие в ней критического мышления и воображения.
Принципы развивающего обучения
Самым главной установкой развивающего обучения принято считать принцип творческого характера развития. Ребенок должен не усваивать чей-то опыт, а создавать свой собственный, используя свои креативные способности. Творческая деятельность, способная порождать уникальный опыт и уникальные знания, даёт ребёнку возможность полноценно и в своё время реализовать свой потенциал, раскрыв все свои способности.
Не менее важным для развивающего обучения является принцип совместной деятельности и общения. Контакт между педагогом и обучающимся очень важен в данном образовательном подходе. Исследованиями доказано, что совместная со взрослым деятельность помогает ребёнку быстрее овладеть культурой. Интеллектуальное и творческое сотрудничество учителя и ученика является основой качественного развивающего обучения, обеспечивающей, к тому же, столь необходимый индивидуальный подход.
Принцип ведущей деятельности гласит: каждому периоду жизни ребёнка соответствует свой преобладающий тип познания мира (игра, обучение, труд, общение и др.) и, соответственно, существуют оптимальные периоды обучения тому или иному навыку. Разные виды деятельности могут сосуществовать друг с другом, однако на разных этапах развития личности предпочтение отдаётся соответственно разным видам. Развивающее обучение призвано вызывать у ребёнка неподдельный интерес к образовательной деятельности, сформировать у него умение ставить цели, планировать путь их достижения и критически оценивать полученные результаты. Данный принцип во многом основывается на условии индивидуального подхода и личного общения между педагогом и обучающимся.
Принцип амплификации детского развития предполагает предоставление обучающемуся широкий спектр возможностей для деятельности, чтобы дать ему возможность найти то дело, которое будет более всего соответствовать задаткам и склонностям ребёнка.
Л. С. Выготский: «Амплификация - это условие свободного развития, поиска и нахождения школьником себя в материале, в той или иной форме деятельности или общения».
Если не предоставить детям подобный выбор своевременно, то нанесённый вред практически невозможно будет чем-то перекрыть или восполнить.
Дополняет предыдущий пункт принцип быстрого темпа, обязывающий педагога отказаться от однообразного повторения пройденного материала. Педагог, обеспечивающий развивающее обучение своим подопечным, сам должен стремиться к саморазвитию, чтобы быть в состоянии непрерывно дополнять картину мира учеников новыми знаниями. Важно: принцип быстрого темпа не требует поспешности в работе или перегрузки обучающихся заданиями, он требует стремления к новым, ещё неизведанным горизонтам.
Принцип единства аффекта и интеллекта связывает эмоциональную и рациональную части сознания. Именно на эмоции, как ядро личности и способ самовыражения личности, ориентирован уже упомянутый выше индивидуальный подход. Взывая не только к разуму ученика, но и к его убеждениям, моральным ценностям и идеалам, преподаватель даёт обучающемуся гораздо больше возможностей для развития, чем при лишенной малейшей эмоциональности передаче фактов.
Воспитывая в ребёнке потребность в переживании, а тем самым и в любознательности, сочувствии и правде, преподаватель развивает в нём, помимо всего прочего, и эмоциональный интеллект ребёнка.
Эмоциональный интеллект – способность индивида осознавать и контролировать свои эмоции, а также понимать намерения и чувства других людей.
Для успешного развивающего обучения необходимо включить учащихся в активную познавательную деятельность, которая была бы им близка, понятна и интересна.