Обучение, его задачи и методы
Обучение – это сложный, многокомпонентный процесс, организация которого требует наличия большого количества специализированных знаний. Для упрощения координации образовательного процесса были созданы основные принципы организации обучения – некие общие руководящие идеи, от которых следует отталкиваться при построении учебного процесса.
Принципы обучения всегда соответствуют основным компонентам учебного процесса – задачам, содержанию, методам, формам, условиям и результатам обучения. Все принципы направлены на исполнение задач обучения.
Задачи определяют содержание обучения, а методы - выбор форм организации обучения.
Все принципы обучения связаны друг с другом, эффективным будет только их одновременное применение.
Основные принципы организации обучения
В первую очередь нужно четко понимать, что образование – это взаимосвязь обучения, воспитания и развития. Этот принцип «триединства» означает, что преподаватель всегда должен помнить о том, что во время взаимодействия с обучающимися он параллельно решает все три эти задачи, ни одна из которых не должна быть оставлена в стороне – иначе образование будет неполным, отрывочным.
Принцип научности, он же принцип объективности, предполагает соответствие содержания образовательных программ достижениям современной науки. Эти положения официально зафиксированы в стандартах (например, ФГОС) и учебниках. Согласно этому принципу обучающиеся должны обладать умением различать истинное и ложное. При этом учитывается, что предлагаемые обучающимся знания не абсолютны, а относительны, то есть содержат в себе не только объективную информацию, но и субъективные представления учёных.
Данный принцип также рассматривает на равных все формы постижения мира – научную, художественную и религиозную, тем самым показывая свою общедемократическую, толерантную структуру.
Принцип научности призван развивать у обучающихся навыков и умений научного поиска. Поэтому в образовательный процесс внедряются различные исследовательские и лабораторные работы, которые обучают умению наблюдать и анализировать, а также вести научную дискуссию, аргументировать свою позицию с опорой на проверенные источники.
Принцип последовательности обучения призван обеспечить систематическое, последовательное, логичное и рациональное получение обучающимися знаний. Это означает, что образовательный материал должен быть чётко структурирован и должен предлагаться для изучения в строго заведённом порядке: от более простых задач к более сложным, от общих знаний к более конкретным. Например, история изучается в хронологическом порядке, чтобы у обучающихся могло формироваться корректное представление о развитии человеческой цивилизации.
Согласно этому принципу в любой дисциплине выделяются этапы изучения, главные понятия и идейные центры, вокруг которых и формируется образовательный процесс.
Одной логики для построения успешного образовательного курса недостаточно! Помимо этого, занятия должны быть эмоционально наполненными, чтобы лучше усваиваться обучающимися.
Согласно принципу доступности, обучение должно соответствовать учебным возможностей обучающихся, чтобы обучающиеся не испытывали интеллектуальных, физических или моральных перегрузок. Доказано, что подобные перегрузки оказывают отрицательное влияние на ментальное и физическое здоровье детей. Если содержание учебной программы чрезмерно усложнено, у учеников, как правило, наблюдается резкий спад мотивации и работоспособности.
Однако важно понимать, что принцип доступности не призывает делать содержание обучения упрощенным. Научные исследования показывают, что при сниженном уровне сложности обучения у детей наблюдается снижение интереса к учёбе. Оптимальный уровень сложности – такой, который заставляет обучающихся преодолевать препятствия, для преодоления которых не нужно перенапрягаться. Такая «интеллектуальная борьба» позволяет раскрыть духовные силы ученика.
Принцип наглядности, «золотое правило обучения», предполагает задействование в обучении всех органов чувств человека. Знания должны подаваться через разные каналы восприятия:
- зрение,
- слух,
- обоняние,
- осязание.
Для успешного обучения необходимо комбинировать разные типы подачи информации.
Исследованиями доказано, что самым эффективным из чувств является зрение – визуально мы воспринимаем более 80% всей окружающей действительности. Особенно во втором десятилетии XXI века, когда у людей (особенно у детей) вырабатывается клиповое мышление. Однако не стоит переоценивать роль образов и впечатлений, забывая о том, что истинной задачей образование является формирование понятий и категорий, складывающихся в систему знаний посредством разума и логики.
Чтобы сделать обучение наглядным, можно применять изображения, видео, аудио, лабораторно-практические работы, эксперименты, макеты, карты, формулы и т.д. Также помогут яркие иллюстративные примеры.
Принцип сознательной активности обучаемых требует непосредственной вовлечённости в образовательный процесс не только учителя, но и ученика. Обучение – это активное действие, полная мобилизация интеллектуальных и духовных ресурсов обучающегося. Педагогической практике известны попытки обучения, не включающего в себя участия обучаемых и не являющегося успешным. Для качественного усвоения материала обучающиеся должны быть заинтересованы знанием и вовлечены в процесс его получения. Активность может быть репродуктивной (запоминание и воспроизведение информации) и творческой. Преподаватели для увеличения активности своих учеников могут использовать такие средства, как игры, экскурсии, соревнования и др.
Согласно принципу прочности и осознанности усвоения знаний содержание образовательного курса должно надолго закрепляться в сознании обучаемых. Этот результат достигается только при условии соблюдения всех выше перечисленных принципов: активности обучаемого, систематичности обучения и т.д. Повышению прочности усвоения знаний способствует контроль за знаниями: проверочные работы, тесты и др.
Данный принцип требует, чтобы прочно закреплялся не только учебный, но и воспитательный, и развивающий материал.