Об андрагогике
Как правило, говоря об образовании, мы подразумеваем обучение детей в школе и молодых людей в колледжах и университетах. Однако молодежь - не единственная категория, которая может получать образование и которую можно встретить в учебных заведениях. Многие взрослые люди, уже получившие профессию, всё чаще вновь возвращаются в университеты, чтобы получить новую специальность, повысить свою квалификацию или, как часто бывает с пенсионерами, найти себе занятие. Помимо этого, именно взрослые являются основной аудиторией всевозможных курсов и классов, в которых можно найти новое хобби или изучить новую дисциплину - от экзотического иностранного языка до создания моделей кораблей.
Андрагогика - наука об обучении взрослых людей.
Естественно, методы обучения, применяемые к детям, не могут быть в полной мере использованы в образовании взрослых людей из-за специфики возрастов. Если обучение детей во многом направлено не только на закрепление в головах учеников знаний, но и на формирование их как личностей (не только обучение, но и воспитание), то в случае со взрослыми речь идёт исключительно о получении ими новых знаний - без воспитательного компонента.
Надо отметить, что в России образование взрослых выделилось в отдельную область только к концу XX века. До этого образовательный процесс людей разных возрастов не имел никаких различий и имел универсальный характер. Однако в 1970-80-ые годы прошлого века возникла потребность в переосмыслении образования взрослых для повышения его эффективности.
Однако само понятие андрагогики было введено ещё в конце XIX века немецким педагогом Александром Каппом.
Андрагогика осуществляет древнейшую формулу обучения: non scholae, sedvitae discimus — учимся не для школы, а для жизни.
Принципы обучения взрослых активно формулировались в последние несколько десятилетий. Труды учёных-педагогов вылились в определенные постулаты.
Особенности обучения взрослых
Мы уже обозначили, что обучение детей и обучение взрослых представляют собой весьма разные ветви образовательного процесса. Каковы же особенности обучения взрослых?
В первую очередь стоит упомянуть фактор осознанности. В отличие от детей, взрослые полностью понимают цели и задачи своего обучения. Практически всегда они самостоятельно, по своему желанию решают получить образование, что делает их куда более сознательными учениками. К тому же, взрослые проявляют куда большую самостоятельность в обучении. Если в начальной и средней школе педагог часто выполняет роль “няни”, которая контролирует выполнение заданий, то в случае с андрагогикой всё обстоит иначе. Самостоятельно выбирая образование, взрослые могут самостоятельно же им заниматься.
Помимо фактора осознанности существует фактор осмысленности. Взрослые не только понимают, зачем им нужно это обучение, но и часто имеют чёткое представление о том, как те или иные знания пригодятся им в той или иной конкретной ситуации для решения определённой задачи. Иными словами, взрослые имеют ясное представление о том, что является целью всего образовательного процесса.
Взрослые в большей степени, чем дети, стремятся к тому, чтобы их образование имело практическую направленность. Они хотят получить и отточить не только знания, но и навыки и умения.
Самым, пожалуй, весомым различием между обучением детей и обучение взрослых является наличие у последних жизненного опыта. Ученики-взрослые в процессе обучения часто опираются на знания и умения, которые у них уже имеются, и используют эти ресурсы для понимания новой информации. В то время как ученики-дети, не располагая большим опытом, всё делают “с чистого листа”.
Взрослому в процессе обучения отводится ведущая роль, а сам процесс обучения представляет собой активную совместную деятельность ученика и учителя.
Принципы обучения взрослых
Основные принципы андрагогики базируются на её особенностях. Именно поэтому первую строчку в списке данных принципов занимает принцип приоритетности самостоятельного обучения. Отталкиваясь от своего жизненного и профессионального опыта, взрослые могут вести свой образовательный процесс без дополнительной поддержки со стороны педагога. Именно поэтому дистанционное обучение является хорошим вариантом для взрослых. Так они получают возможность работать в своём темпе над изучением новых предметов и понятий, осмыслять новые технологии и идеи. Естественно, для того, чтобы обеспечить функционирование данного принципа, необходимо создать специальные образовательные программы, которые отличались бы от программ школьного обучения.
Однако не менее важным является принцип совместной деятельности. Говоря о самостоятельности образования, мы не говорим о полноценном самообразовании. Любой образовательный процесс сопровождается помощью и указаниями педагога, который направляет образование и ассистирует взрослым в изучении новых дисциплин. Если для детей учитель - это во многом воспитатель, то для взрослых это в первую очередь высококвалифицированный специалист.
Отличительной особенностью андрагогики является также принцип опоры на предыдущий жизненный опыт. Речь идёт прежде всего об опыте профессиональном - о навыках, знаниях и умениях, полученных на предыдущем месте работы, в предыдущем профессии или в ранее законченном университете. В случае со взрослыми их опыт становится своеобразной базой для формирования новых умений и усвоения новых знаний.
Однако из предыдущего принципа прямо вытекает также принцип корректировки устаревшего опыта. Очень часто профессиональный и личностный опыт, которым обладают пришедшие обучаться взрослые, противоречит более современным требованиям и социальным установкам. Преподаватели, занимающиеся со взрослыми, должны уметь убедить своих учеников в несостоятельности идей, за которые они держатся, и суметь заменить устаревшие идеи на современные.
Весьма важен принцип индивидуального подхода. В этом пункте андрагогика соглашается с обучением детей: учёт индивидуальных особенностей личности способствует повышению эффективности образовательного процесса. В контексте андрагогики это означает, что преподаватель должен обратить внимание на жизненный опыт обучающегося, на его профессиональные навыки, убеждения и на те взаимоотношения, которые этот взрослый строит в коллективе. Помочь в этом могут:
- анкетирования,
- опросы,
- интервью,
- беседы тет-а-тет.
Уникальной особенностью андрагогики является принцип востребованности результатов. Поскольку взрослые люди, решающие получить ещё одно (или первое, так тоже бывает) образование, как правило, имеют чёткое представление о том, в чём состоит цель их обучения, педагог также обязан анализировать ситуацию, в которой его подопечный находится, и держать в голове задачи, которые необходимо решить. Все результаты обучения должны быть как можно скорее применены на практике.
Несмотря на то, что в случае андрагогики педагог не является воспитателем-наставником, обучение взрослых всё же придерживается развивающего принципа. Оно призвано развить у обучающихся способностей к самообучению и постижению нового, а также должно быть направлено на совершенствование личности взрослого.
Любое образование всегда содержит частицу воспитания.