Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Принципы обучения в высшей школе

Понятие и сущность принципов обучения в высшей школе

Определение 1

Принципы обучения в высшей школе – это основные, исходные положения теории обучения, которые являются ориентиром для педагога в процессе выбора методов, средств и форм педагогического процесса.

Принципы обучения в высшей школе выполняют следующие функции:

  • Регулятивная функция. Направлена на моделирование дидактических теорий, а также регулирование практической части в процессе обучения.
  • Определение закономерностей обучения. Данная функция направлена на определение профессиональных методик обучения (выбор конкретных дисциплин, подбор методической и учебной литературы).
  • Реализация закономерностей учебно-воспитательного процесса, с учетом особенностей обучения в высшей школе.

Таким образом, принципы обучения в высшей школе выполняют ряд функций, направленных на организацию эффективного учебного процесса, с учетом особенностей обучения в высшей школе.

Принципы обучения впервые были выделены и описаны Я.А. Коменским, с течением времени они дополнялись и расширялись, согласно требованиям педагогики и дидактики. Система принципов обучения, выделенных Я. А. Коменским, является основой всего процесса обучения. Исходя из того, что разные виды обучения (дошкольное, школьное, профессиональное и т.д.) имеют ряд особенностей, то учеными-педагогами были разработаны специфические принципы обучения для разных ступеней и видов обучения.

Реализация принципов обучения в высшей школе осуществляется согласно ряду педагогических правил:

  • Принципы обучения должны быть направлены на конкретизацию действий педагогов и студентов.
  • В любой учебной деятельности, организуемой в высшей школе, опора на принципы обучения осуществляется не на один конкретный принцип, а на их комплекс.
  • Учебный процесс в высшей школе должен осуществляться с опорой как на традиционные, так и на специфические принципы обучения.
  • Принципы обучения в высшей школе должны быть направлены на моделирование оптимального и эффективного процесса обучения.
«Принципы обучения в высшей школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Характеристика принципов обучения в высшей школе

В подходах к определению принципов обучения в высшей школе нельзя достичь полной исчерпаемости или однозначности. Выделяют следующие принципы обучения в высшей школе:

  1. Принцип научности. Данный принцип является традиционным, его суть состоит в том, чтобы содержание обучения в высшей школе соответствовало последним достижениям в области науки, а также в области тех знаний, которые получает студент в процессе обучения.
  2. Принцип систематичности и последовательности. Так же является традиционным принципом обучения, требует представление процесса обучения в строго установленной системе, осуществляемой последовательно, согласно разработанным учебным программам, планам, расписаниям и т.д. Изучение определенной дисциплины, согласно данному принципу, подчиняется логике конкретной науки и умственных возможностей студентов.
  3. Принцип сознания обучения. Данный принцип основан на том, что знания невозможно передать без осознанного желания их получить. Каждый студент должен осознанно подходить к процессу обучения в высшей школе, понимать для чего он получает образование, быть мотивированным на учебу.
  4. Принцип активности и самостоятельности. Данный принцип обучения в высшей школе предусматривает, что каждый студент должен получать знания в результате самостоятельного умственного труда, то есть быть активным участником учебного процесса. В рамках обучения в высшей школе, принцип активности и самостоятельности особо актуален, так как учебная работа студентов, в отличие от школьников, во многом ориентирована на самостоятельную работу с учебными и методическими материалами.
  5. Принцип наглядности, так же является традиционным, в рамках обучения в высшей школе он приобретает несколько иной смысл. Наглядности в высшей школе – это не только макеты, плакаты, иллюстрации и т.д., это в первую очередь практическая работа в рамках выбранной профессии (специальности), осуществляемая студентами во время прохождения практики. Практическая работа организована для того, чтобы студенты могли на реальном примере посмотреть и опробовать свои знания, понять механизм работы, ее суть и тонкости.
  6. Принцип связи обучения с практической деятельностью, реалиями жизни. Данный принцип связан с принципом наглядности. Во время практической деятельности, студенты понимают и осознают значимость выбранной специальности (профессии), понимают, для чего им необходимы те или иные теоретические знания, как они связаны с последующей практической деятельностью.
  7. Принцип основательности. Данный принцип вытекает из сущности обучения в высшей школе и задач, которые ставит перед собой получение образования. Согласно принципу основательности студент должен усвоить необходимый минимум знаний, который позволит ему получить по итогу документ о пройденном обучении и присвоении квалификации (получении специальности, профессии).
  8. Принцип единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. Суть данного принципа заключается в том, что процесс обучения в высшей школе предполагает не просто подготовку специалиста в определенной области, а подготовку разностороннее развитой личности. В процессе обучения, согласно этому принципу осуществляется:

    • овладение студентом знаниями, умениями и навыками в рамках выбранной специальности;
    • разностороннее развитие личности каждого студента;
    • формирование у студентов соответствующих морально-духовных качеств.

Педагог, моделируя процесс обучения со студентами, должен продумывать все аспекты, чтобы обеспечить оптимальные условия для реализации требований принципа единства образования, развития и воспитания.

Таким образом, дидактические принципы обучения в высшей школе образуют органическое единство и несут в себе организующее начало совместной деятельности педагога и студентов в процессе обучения в высшей школе.

Дата последнего обновления статьи: 23.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot