Физическое воспитание – это одно из важнейших направлений обучения и воспитания детей, направленное на гармоничное развитие личности, сохранение и укрепление здоровья ребенка.
Реализация физического воспитания детей осуществляется на основании ряда педагогических принципов. Выделяют общие, методические (дидактические) и специфические принципы физического воспитания детей.
Принципы обучения в физическом воспитании – это базовые положения, которые регламентируют организацию и реализацию педагогического процесса, направленного на всестороннее физическое воспитание ребенка.
Понятие общих принципов
Общие принципы обучения в физическом воспитании отражают методику учебного процесса. К общим принципам относятсяследующие положения.
Всестороннее и гармоничное развитие личности. Данный принцип предполагает сочетание физического воспитания и обучения детей с задачами умственного, трудового и эстетического воспитания. То есть осуществление полноценного развития личности каждого ребенка в процессе физического воспитания.
Связь физического обучения и воспитания с жизненной практикой. Согласно данному принципу, физическое обучение и воспитание должно осуществлять подготовку детей к продуктивному труду, защите Родине, умению применять физические знания и навыки в повседневной жизни. Связь физического обучения с реальной жизнью – это не просто подготовка физически развитого члена общества, но и воспитание сильного и выносливого человека. В процессе физического воспитания педагог не просто развивает физические качества ребенка, но и формирует у него положительное отношение к занятиям физической культурой и спорту, тем самым вырабатывает потребность в ежедневных физических занятиях.
Оздоровительная направленность физического воспитания и обучения. Данный принцип подразумевает, что физическая нагрузка в процессе физического воспитания детей, устанавливается в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. То есть занятия физической культурой должны быть направлены на развитие ребенка и ни в коем случае не навредить ему.
Характеристика методических принципов
Методические принципы обучения в физическом воспитании – это педагогические условия, которые должны соблюдаться педагогом в процессе организации учебной деятельности.
Данные методы определяют методику обучения в физическом воспитании, а также направлены на оптимизацию и эффективность учебного процесса.
К методическим принципам относятся:
- Принцип сознательности и активности. Эффективность занятий по физическому воспитанию и обучению во многом зависит от интереса со стороны детей. Во время занятий физической культурой дети должны не просто механически повторять движения и упражнения за педагогом, а проявлять активность в заучивании и выполнении движений (упражнений). Так же дети должны в полной мере понимать для чего они выполняют упражнения, на развитие каких навыков они направлены. Данный принцип внедряют в процесс физического обучения еще в детском саду.
- Принцип наглядности. Данный принцип направлен на то, что педагог в процессе обучения не просто объясняет последовательность и правильность выполнения упражнений, но и показывает их. Принцип наглядности подразумевает, что не только педагог может показывать правила и последовательность выполнения упражнений, но и сами дети (например, показ ранее изученных упражнений и движений). В таком случае задействованы все сенсорные системы ребенка и процесс физического воспитания и обучения будет более эффективным и плодотворным.
- Принцип доступности и индивидуализации. Согласно данному принципу задачи физического воспитания должны соответствовать возрастным и физическим особенностям детей. В том случае, если педагог дает слишком сложные упражнения, большую нагрузку, то это не просто оттолкнет ребенка от занятий, но и может привести к травматизму. Так же и слишком простые задания и упражнения могут быть не интересны ребенку и способствовать снижению мотивации к физическому воспитанию.
Особенности специфических принципов
Специфические принципы обучения в физическом воспитании выражают закономерности процесса физического воспитания ребенка.
К специфическим принципам относятся:
- Принцип последовательности и постепенности (динамичности). Данный принцип направлен на полноценное физическое развитие ребенка путем постепенной работы. Последовательность и постепенность подразумевают планомерное увеличение и объем нагрузок, усложнение техники упражнений, а также постепенное расширение технического и тактического арсенала. Динамичность предполагает, что увеличение физической нагрузки происходит постепенно, без резкого усложнения.
- Принцип систематичности. Согласно данному принципу физическое воспитание представляет собой непрерывный педагогический процесс, в реализации которого все занятия находятся во взаимосвязи друг с другом. Реализуемые в рамках детского сада или школы занятия, а также дополнительные тренировки должны осуществляться непрерывно, с учетом закономерности привыкания организма ребенка к нагрузкам. Весь процесс обучения в физическом воспитании – это система занятий, которая регламентируется учебным планом, программой, расписанием и т.д.
- Возрастная адекватность направлений физического воспитания. Данный принцип предусматривает организацию процесса физического воспитания детей с учетом их возрастных и физиологических возможностей. Например, недопустимо реализовать программу физического воспитания, разработанную для детей школьного возраста с детьми дошкольного возраста. То есть, предложенные упражнения и задания, должны быть адекватны возрасту детей и соответствовать возрастным задачам обучения в физическом воспитании.
Таким образом, принципы обучения в физическом воспитании представлены системой принципов, которые находятся между собой во взаимосвязи. Педагог, при организации учебного процесса, направленного на физическое воспитание детей должен опираться на все принципы, так как только в этом случае можно достичь желаемого эффекта.