Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Принципы обучения русскому языку

Обучение русскому языку, его цели и задачи

Обучение русскому языку – невероятная важная часть образовательного процесса в русскоязычных школах. Язык служит средством выражения мысли, помогает нам коммуницировать с другими людьми, даёт возможность делиться своими чувствами и эмоциями. Не зная языка, мы не можем получать дальнейшее образование. Умение говорить, читать, писать и понимать свой родной язык – ключевое умение в жизни каждого человека.

Курс русского языка в школе ставит своей задачей развитие устной и письменной речи обучающихся, осознанное чтению и письмо, изучение литературных норм и теоретического материала из всех разделов науки о языке. Иными словами, по окончании данного курса учащиеся должны быть обеспечены необходимым минимумом умений, навыков и знаний по языку.

Каковы же принципы обучения русскому языку как учебному предмету?

Основные принципы обучения русскому языку

Определение 1

Принципы обучения – некие общие руководящие идеи, от которых следует отталкиваться при построении учебного процесса.

Основные принципы обучения русскому языку строятся на методических разработках огромного числа педагогов. Например, Л. Н. Толстой, И. И. Срезневский и К. Д. Ушинский обращали особое внимание на принцип изучения языка как культурного кода народа: «Народ выражает себя в языке своём». А лингвисты конца XX – начала XXI века – Р. Б. Сабаткоев, А. Д. Дейкина, Т. М. Воителева и Е. В. Архипова ставят во главу угла принцип коммуникативности (т.е. изучения языка в первую очередь как средства общения) и контекстный принцип (изучение единиц языка в данном контексте).

В ФГОС эти идеи были объединены и систематизированы, сформулированы в современные методические принципы обучения русскому языку. Эти принципы звучат так.

Принцип функциональности настаивает на изучении явлений языка с позиции их функциональных возможностей. В курсе русского языка в школе рассмотрению подвергается речевая практика личности.

«Принципы обучения русскому языку» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Важным считается принцип систематичного изучения, точнее – принцип историзма изучения языка. Поскольку язык – это постоянно развивающаяся система, претерпевшая множество изменений во время своего формирования, изучать его нужно в историческом контексте и соблюдая хронологический порядок. Так учащиеся смогут получить полную картину эволюции языка от самого его зарождения до наших дней. Этот же принцип предполагает изучение языковых явлений в совокупности друг с другом, поскольку все они взаимообусловлены.

Из хронологического порядка изучения языка плавно вытекает следующий принцип - принцип ступенчатого формирования языкового навыка. Преподаватель должен постепенно формировать у обучающихся необходимые для данного предмета умения и навыки:

  • способность идентифицировать и анализировать языковые явления, оценивать их с точки зрения соответствия ситуации и сфере общения,
  • способность самостоятельно использовать изученное языковое явление в процессе коммуникации.
Замечание 1

Обучение русскому языку должно вестись по схеме «от неизвестного к известному», должно переходить от более легкого к более трудному.

Предыдущий принцип опирается на принцип преемственности изучения русского языка. Этот принцип гласит, что изучение нового языкового материала должно проходить с опорой на материал уже изученный. Согласно этому принципу знания, предлагаемые ученикам в образовательном процессе, соразмерно распределены между начальной, средней и старшей ступенями школьного курса.

Уникальной особенностью принципов изучения русского языка является принцип текстоцентричности. Согласно этому принципу и предметом, и средством обучения языку должен являться текст, а формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков должно происходить именно с опорой на него. Появление данного принципа можно обосновать тем, что в текст несёт как образовательную, так и воспитательную нагрузку. На примере художественного текста учащиеся могут одновременно познакомиться и с языковыми явлениями, и с важными моральными установками. Иными словами, помимо всего прочего текст несёт в себе воспитательную функцию. Через него легко ознакомиться с идеалами языка, речи и культуры.

Весьма важным является принцип развития у обучающихся языкового чутья. В ходе школьного курса русского языка у обучающихся должно выработаться умение интуитивно усваивать языковые законы. В идеале преподаватель должен заинтересовать ученика изучаемым предметом так, чтобы ученик сам проявлял познавательный интерес к ещё не известным ему фактам или явлениям языка.

Помимо всего прочего преподаватель должен создать условия для самостоятельной познавательной активности учащихся в каждый момент обучения русскому языку. Это называется принципом сознательности и активности, или, в контексте обучения русскому языку, принципом мотивации речевой деятельности. Повышению самостоятельности может помочь добавление в образовательный процесс игрового или соревновательного компонента, индивидуального творчества, работы над личными научными проектами и пр.

Не менее важен принцип доступности, который распределяет лингвистические знания по школьным классам соответственно возрасту и индивидуальным особенностям учащихся. В условиях общеобразовательных учреждений обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику часто бывает практически невозможно, однако можно предпринять хорошие попытки, предлагая учащимся, к примеру, выборочные задания для выполнения, распределенные по разным уровням сложности.

Принцип прикладной направленности обеспечивает ориентацию образовательного процесса на практическое использование знаний, умений и навыков. В случае русского языка это означает активную речевую практику.

Принцип научности в изучении русского языка реализуется в использовании в процессе обучения только современные и корректные, но в то же время авторитетные и устоявшиеся лингвистические концепции. В наше время соблюдать данный принцип чрезвычайно сложно, поскольку развивающаяся лингвистика содержит в себе различные, часто противоречащие друг другу точки зрения практически по каждому вопросу. Особенно яркими являются разночтения в теории и терминологии морфемики и синтаксиса.

И, конечно, необходимо соблюдать принцип наглядности, предоставляя учебную информацию в доступных и разнообразных формах. Для обеспечения наглядности можно использовать таблицы и схемы, рисунки, репродукции, слайды презентации, видео- и аудиоряды и т.д. В первую очередь сам преподаватель должен показывать наглядный пример грамотного использования языка в своей речи.

Замечание 2

Все принципы обучения связаны друг с другом, эффективным будет только их одновременное применение.

Дата последнего обновления статьи: 04.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot