Принцип – это исходная единица, на основании которой осуществляется какая-либо деятельность.
Принципы обучения – фундаментальные теоретические положения и практические навыки, которые использует педагог при организации учебной деятельности.
Понятие и сущность принципов обучения родному языку
Педагог при подготовке к учебному процессу опирается на принципы, которые в свою очередь определяют оптимальные средства и методы, способствующие достижению цели обучения.
К средствам и методам обучения родному языку относятся:
- Учебный, дидактический, методический и иной языковой материал.
- Различные методы, средства и приемы обучения родному языку.
- Процесс организации учебного процесса, направленного на обучение родному языку.
Процесс обучения родному языку имеет свои закономерности, исходя из чего и свои специфические принципы обучения. В связи с чем, обучение родному языку опирается не только на дидактические принципы, но и на специфические, которые в свою очередь, опираются на особенности методики обучения родному языку. Специфические принципы определяют основные направления организации и реализации учебного процесса, языковой учебный материал, учебную деятельность педагога и учащихся, тем самым данные принципы выходят за рамки дидактических принципов обучения.
Дидактические принципы обучения, на которые опирается процесс обучения родному языку – это классические (традиционные) принципы (наглядности, доступности, систематичности и т.д.). Однако для интенсивности учебного процесса применение дидактических принципов должно быть во взаимосвязи со специфическими принципами. Именно специфические принципы определяют выбор и содержание методов, средств, форм учебного процесса, а также языкового материала.
Таким образом, под принципами обучения родному языку понимают общие правила языкового обучения, которые подбирает и использует педагог, а также специфический языковой материал. В целом принципы обучения родному языку отражают специфику обучения родной речи (письменной и устной), а также специфику их применения во взаимосвязи друг с другом.
Виды принципов обучения родному языку и их характеристика
Принципы обучения родному языку:
Принцип внимания к материи языка, к развитию органов речи, к правильному развитию речевых навыков. Данный принцип предусматривает развитие в первую очередь общих закономерностей языка, так как без их уяснения не возможно полноценно овладеть речью. Особое внимание стоит обратить на формирование фонетических умений, от которых зависит орфографическая грамотность речи. Таким образом, данный принцип обучения родному языку требует полноценного обеспечения звуковой и зрительной наглядности, для качественного процесса обучения.
Принцип понимания языковых значений, как лексических, так и грамматических, морфемных, синтаксических. Данный принцип предполагает усвоение и понимание слова, морфемы, словосочетания и предложения. То есть научить ребенка соотносить их с явлениями действительности, научить понимать без отрыва от значения. Единцы слова могут быть усвоение без их значение, но такое усвоение несет ряд отрицательных моментов:
- не соответствует задачи всестороннего развития личности ребенка;
- вызывает трудности в усвоении разговорной и письменной речи, ее понимания и применения.
Замечание 2Основным условием применения данного принципа является полное понимание всех языковых единиц, умение их применять в разговорной и письменной речи (как по отдельности, так и в сочетании друг с другом), понимать взаимосвязь языковедческих дисциплин (лексика, грамматика, фонетика и т.д.). В языке все взаимосвязано, и эта взаимосвязанность не может не учитываться в обучении.
Принцип развития чувства языка. Обучение родному языку невозможно без усвоения структуры, системы, закономерности языка на подсознательном уровне. Язык – это крайне сложное явление, его невозможно просто механически запомнить, его необходимо понимать интуитивно. Процесс обучения родному языку, согласно принципу развития чувства языка, основан на том, что в процессе общения ребенок должен уметь ясно и точно излагать свои мысли, переживания, эмоции и т.д. При этом он не должен в процессе общения задумываться над склонением, спряжением и т.п., все это должно происходить автоматически на уровне подсознания ребенка. Обучение родному языку происходит в процессе разговора, чтения, письма, а также в процессе прослушивания (сказок, стихов, общения между взрослыми и т.п.), все это способствует накоплению необходимого языкового материала, формирует языковое чутье, без которого невозможно овладеть родным языком в полной мере.
Принцип оценки выразительности речи. Данный принцип основан на том, что при обучении родному языку необходимо не просто уметь применять и понимать средства языка, но уметь эмоционально окрашивать свою речь, используя различные средства выразительности (метафоры, эмоциональность выражений и т.п.). Организация учебного процесса, согласно данному принципу, основана на использовании художественной литературы в процессе обучения родному языку. Помимо художественной литературы возможно использование и иных текстов, имеющих выраженную эмоциональную окраску.
Принцип опережающего усвоения устной речи перед письменной. Использование данного принципа отражает естественную закономерность речевого развития человека и служит определяющим моментом в построении методики обучения языку. Прежде всего, ребенку необходимо освоить полноценно устную речь, развить фонетический слух. Полученные навыки устной речи способствуют решению многих проблем в процессе освоения письменной речи.
Таким образом, принципы обучения родному языку включает в себя как традиционных принципов обучения, так и специфических принципов, которые отражают особенности языкового обучения.