Принцип преемственности обучения – это принцип, согласно которому процесс обучения строится в виде определенной системы и последовательности обучения.
Преемственность обучения предусматривает такую подачу материала, при которой вначале изучается простое («общее»), а затем сложное («частное»). Это объясняется тем, что сложные задачи невозможно решать без изучения более простых задач и основ их решения (например, формулы, простейшие действия решения и т.п.).
Характеристика принципа преемственности обучения
Современная цель образования – это формирование всесторонне развитой личности, имеющей свои собственные взгляды на происходящую действительность, обладающую инициативностью, а также эстетическими принципами и нормами поведения.
Согласно данной цели на педагога возлагается большая ответственность по организации и реализации учебного процесса. Эффективность учебного процесса во многом зависит от того, на какие принципы опирается педагог при его построении.
Принцип преемственности обучения – это дидактический принцип, который предполагает конструирование содержания учебного материала, а также приемы деятельности, которые должен использовать педагог при организации и реализации учебного процесса.
Аспекты принципа преемственности обучения:
- Логико-содержательный. Данный аспект принципа преемственности обучения предполагаете такое построение учебной дисциплины, при котором учебный материал располагается в логичной последовательности, с постепенным развитием изучаемой отрасли.
- Логико-психологический. Данный аспект предусматривает подготовку и адаптацию учебного материала согласно возрастным и умственным возможностям учащихся.
- Ценностно-смысловой. Согласно данному аспекту в процесс обучения включают волю, чувства и эмоции каждого учащегося, для оптимального усвоения учебного материала и его предметного содержания.
Обозначенные аспекты не статичны, они несколько изменяются, в зависимости от цели и задач, которые стоят перед педагогическим процессом.
Таким образом, принцип преемственности обучения находится в зависимости от этапов познания, а также во взаимосвязи с чувственным и логическим, рациональным и иррациональным, сознательным и бессознательным.
Принцип преемственности обучения оказывает влияние на содержание, формы и средства обучения, а также на реализуемую педагогом стратегию. Данный принцип позволяет объединить и иерархизировать отдельные учебные ситуации в единый учебный процесс, подчиненный общим правилам и требованиям. Организованный таким образом, учебный процесс направлен на освоение закономерностей и отношений между явлениями и предметами.
Процесс обучения на всем протяжении своего существования ставит перед собой разные педагогические цели. Преемственность данных целей и создает оптимальные условия по обучению детей, согласно современным и актуальным требованиям образования. Несмотря на изменение цели и задач обучения, принцип преемственности остается неизменным и предусматривает не только постепенное усложнение учебного материала, но и способов подачи педагогом новой информации. То есть, осуществляется процесс овладения не только более сложной информацией, но и более сложных (эффективных) способов учебной деятельности.
Таким образом, в каждый временной интервал обучения педагог решает конкретные задачи. Связь и преемственность этих задач создают условия для перехода учащихся от простых к более сложным формам познания, поведения и деятельности, обеспечивая последовательное их решение.
Методические рекомендации реализации принципа преемственности обучения
Реализация принципа преемственности обучения предусматривает соблюдение следующих методических правил:
- В процессе обучения, начиная с начальной школы, педагог должен заранее готовить детей к переходу в следующее звено. Подготовка подразумевает не только психологическую готовность детей, но и заботу о стыковке учебных программ начального и среднего звеньев, а также среднего и старшего звеньев. При переходе детей на следующее звено не должно быть резкого скачка в форме и содержании обучения.
- Педагог при выставлении оценок должен быть объективен и принципиален. Завышение оценок может привести к тому, что при переходе в следующее звено обучения, знания, которые имеются у ребенка, будут значительно ниже, чем оценки, полученные за них. Объективность оценивания способствует тому, что знания учащегося соответствуют установленному стандарту.
- В процессе обучения, педагог, а особенно педагоги-предметники должны создавать психологически комфортные условия для учащихся. Благоприятная психологическая атмосфера положительно сказывается на умственной деятельности учащихся.
- Важное значение, для реализации принципа преемственности, имеет подготовка педагогов, которые работают с детьми пятого класса. Это обусловлено тем, что пятый класс является переходным из начальной школы в среднюю, происходит смена учителей, привычных правил обучения, подачи материала и т.д. Именно в этот период важно соблюдать основные требования принципа преемственности обучения.
- В процессе обучения, при подаче более сложного материала, необходимо учитывать возрастные и умственные возможности детей, а также основу для получения новых знаний.
- Во время обучения делать упор не только на подачу учебного материала, но и вести работу по развитию самостоятельности, творческому мышлению и т.д.
- Поддерживать у детей интерес к процессу обучения. Учебный материал подавать таким образом, чтобы ребенку было интересно его изучение на протяжении всего времени учебы.
- Планировать подачу учебного материала от простого к сложному совместно со школьным психологом, учитывая психолого-педагогические характеристики учащихся.
- Педагог на протяжении всей своей педагогической деятельности должен осуществлять анализ и самоанализ своей деятельности, объективно оценивать свои успехи и недостатки, заниматься самообразованием и саморазвитием.