Понятие и сущность коррекционных принципов обучения
Коррекционные принципы обучения направлены на организацию и реализацию коррекционного обучения.
Коррекционное обучение детей – это особая область педагогики и психологи, имеющая достаточно длительную историю, основной задачей которой является поиск оптимальных методов и средств обучения детей с различными видами отклонений (психические, психоречевые и т.п.).
Реализация коррекционного обучения осуществляется на основании ряда коррекционных принципов обучения, которые опираются на знания и опыт, накопленные фундаментальными научными дисциплинами (психиатрия, психология, нейропсихология и т.п.).
Коррекционные принципы обучения – это принципы, которые предполагают исправление или ослабление ряда недостатков психического и психофизического развития детей в процессе обучения
Коррекционные принципы обучения предусматривают коррекционно-компенсирующую направленность реализуемого процесса обучения. Данная направленность обучения обеспечивается специальными педагогическими технологиями, которые отражаются в методах и средствах, используемых педагогом.
Организация учебного процесса, на основании коррекционных принципов предполагает такое построение учебного процесса, при котором учитываются особенности психофизического развития каждого учащегося, а также учет структуры дефектов. Вся суть обучения сводится к сохранению положительной динамики и поддержание оптимального темпа обучения детей с различными видами отклонений.
Таким образом, принципы коррекционного обучения направлены на формирование общих учебных и трудовых умений и навыков, которые способствуют развитию самостоятельности детей с отклонениями.
Характеристика коррекционных принципов обучения
Реализация коррекционного обучения должна осуществляться как можно раньше с момента выявления психических и психофизических отклонений у детей. Процесс обучения опирается в первую очередь на особенности дефекта у детей и направлен на его коррекцию и преодоления. Для того, чтобы процесс коррекционного обучения был эффективен, педагог должен при его организации и реализации ориентироваться на коррекционные принципы обучения.
Коррекционные принципы обучения:
Принцип единства и коррекции. Данный принцип основан на целостности коррекционного процесса, направленного на оказание психологической помощи ребенку в процессе обучения. В коррекционном обучении данный принцип является основополагающим. Результат всей организованной и реализованной педагогом обучающей работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины проведенной диагностики психических и психофизиологических отклонений у ребенка.
Принцип коррекции «сверху вниз». Данный принцип был выдвинут Л.С. Выготским, направлен на организацию учебной деятельности, при реализации которой в центре внимания педагога находится завтрашний день развития. Основным содержанием коррекционной работы, осуществляемой педагогом, является создание «зоны ближайшего развития» ребенка. Принцип коррекции «сверху вниз» направлен на опережение и строится как психологическая деятельность, имеющая направление на своевременное формирование психологических новообразований у ребенка.
Принцип коррекции «снизу-вверх». Реализация данного принципа предполагает, что в качестве основного содержания организованной коррекционной работы, находятся упражнения и тренировочные задания, направленные на коррекцию и развитие уже имеющихся психологических особенностей ребенка. Принцип коррекции «снизу-вверх» находит поддержку у сторонников поведенческого подхода к развитию ребенка с отклонениями. Это связано с тем, что в их понимании коррекционная обучающая работа должна быть направлена на подкрепление уже имеющихся у ребенка шаблонов поведения, как положительных, так и отрицательных. Цель такой работы заключается в закреплении социально-желательного поведения и торможении социально-нежелательного поведения у ребенка с отклонениями.
Замечание 2Таким образом, главная цель принципа коррекции «снизу-вверх» - это формирование любыми способами и средствами заданной в социальном обществе модели поведение и ее немедленное закрепление. Основой коррекционной работы выступает исходный уровень психического развития ребенка, а также имеющаяся у него модель поведения.
Принцип системности развития психической деятельности. Данный принцип предполагает необходимость учета в осуществляемой коррекционной работе развивающих и профилактических задач. Системность коррекционного обучения – это взаимосвязь различных сторон личности ребенка, особенностей ее развития (то есть учет неравномерности или нарушения развития) и коррекционных задач, которые ставит перед учебным процессом педагог. Таким образом, принцип системности развития в реализуемой педагогом работе, направлена на устранение причин и источников отклонения в психическом и психофизиологическом развитии ребенка. Успешность коррекционной работы, реализуемой педагогом, во много зависит от правильности и комплексности поставленного диагноза, что говорит о взаимозависимости с ведущим принципом коррекционного обучения (принцип единства и коррекции).
Принцип ранней интервенции, подразумевающий медико-психолого-педагогическое корригирование пораженных систем и функций организма, по возможности - с младенческого возраста.
Принцип опоры на сохранные и компенсаторные механизмы организма с целью повышения результативности проводимой системы психолого-педагогических мер.
Принцип непрерывности, преемственности дошкольного, школьного и профессионально-технического специального коррекционного образования. Эффективность коррекционного обучения во многом зависит от непрерывности осуществляемой работы, которая направлена на коррекцию имеющихся проблем, развитие и закрепление результатов обучения. В случае, если коррекционное обучение прерывается, либо происходит изменение применяемых средств и методов работы, то возможна полная «потеря» полученного результата коррекционного обучения.
Таким образом, коррекционные принципы обучения направлены на организацию и реализацию коррекционного обучения с детьми, имеющими отклонения в психическом и психофизическом развитии.