Одаренность – это системное психическое качество, которое развивается на протяжении всей жизни и определяет возможности достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких типах деятельности в сравнении с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, порой выдающимися достижениям, либо имеющий предпосылки для таких достижений, в определенном типе деятельности.
Культурно-воспитательная деятельность с одаренными детьми
Организация культурно-воспитательной деятельности с одаренными детьми в общеобразовательных школах должна базироваться на общих достижениях во внеучебной работе в общеобразовательной работе в целом, достижения в дополнительном образовании и работе с одаренными детьми, а также самой социально-культурной деятельности.
Культурно-воспитательная деятельность – это специальная отрасль педагогической теории и практики, которая должна решать определенные задачи воспитания детей в свободное от учебы время.
Понятие культурно-воспитательной деятельности в отечественной науке сменило понятие культурно-просветительской работы, общепринятое во времена Советского Союза, и обозначающее один из идеологических инструментов коммунистического воспитания масс.
Культурно-воспитательная деятельность – механизм приобщения людей к культуре, собственно человеческая деятельность внутри общества, а также сумма педагогических технологий, которыми обеспечивается превращение культурных ценностей в регулятор социального взаимодействия, а также технологичное определение социализирующих воспитательных процессов.
Исследование А.В. Соколова представляется интересным с точки зрения взаимодействия классного руководителя и одаренных детей. Он рассматривал культурно-воспитательную деятельности в качестве одного их эффективных средств организовать социальное общение и определял ее в качестве культурной деятельности социальных субъектов по созданию культурных ценностей, то есть творчества, развития способностей личности и обслуживания их творческой деятельности и коммуникации.
Сам смысл культурно-воспитательной деятельности заключается в том, что она непосредственно направлена на активную деятельность индивида в рассматриваемой социальной среде, создание ее социально-культурного статуса, выбор и организация адекватных форм ее участия в социально-культурных процессах, что необходимо учитывать в процессе проектирования культурно-воспитательной деятельности классного руководителя с одаренными детьми во внеучебной деятельности в режиме общеобразовательной школы.
В психолого-педагогической литературе содержится несколько подходов к организации внеучебного пространства в общеобразовательной школе для учеников всех категорий, включая одаренных детей, на основании следующих теорий:
- техника поэтапного развития В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной, П.К. Энгельмеера;
- развитие способностей через освоение культурного наследия – Л.С. Выготского;
- включение личности в конкретные виды деятельности – исследования А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова;
- дифференцированный подход к развитию личности, учитывающий предрасположенность субъекта к определенному типу деятельности В.Н. Левитова;
- создание условий для творчества – принцип Д.Б. Богоявленской.
Социально-культурная деятельность в образовательной школе осуществляется в соответствии с тремя группами целеопределяющей педагогической деятельности:
- общеразвивающая деятельность направлена на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширение его знаний о мире и самом себе;
- специализированная, которая содержит основания для раскрытия и развития способностей детей, приобретение ими специальных знаний и умений в выбранном типе деятельности;
- профессионально-ориентированная позволяет детям знакомиться с разными профессиональными сферами жизнедеятельности, выявлять собственные притязания и выбирать профессию.
Специфические черты социально-культурной деятельности с одаренными детьми в общеобразовательной школе подчеркнуты в исследованиях Ю.И. Якиной, и состоят из: совместной деятельности педагогов, родителей и детей, создающей общие эмоциональные переживания и направленной на достижение гармоничных взаимоотношений, а также организации информального образования родителей, что позволяет родителям освоить некоторую систему знаний, умений, ценностей и норм взаимодействия с одаренными детьми, что помогает создавать условия для поддержания и развития его одаренности.
Ведущими формами социально-культурной деятельности с одаренными детьми выступает коллективная творческая деятельность, включающая подготовку праздников, досуговых вечеров, фестивалей детского творчества и пр. Ведение родителями кружков и факультативов, в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности, а также защита творческих семейных проектов и пр.
Специфику внеучебного пространства в общеобразовательной школе В.И. Краснов рассматривает посредством организации процесса развития одаренных детей за счет ресурсов (нормативного, содержательного, информационного, организационно-управленческого, кадрового, материально-технического, финансово-экономического), а также возможностей (сотрудничества подростков, свободы выбора, индивидуальной траектории, направленности на потребности, включение в деятельность) внеучебной деятельности. Внеучебная деятельность с одаренными детьми при этом обеспечивает мотивационно-ценностное вхождение одаренных детей в социальные отношения, а также помогает определить выбор направленности деятельности, удовлетворяя потребности, предметные воплощения ценностных идеалов.