Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Принципы истории педагогики

Основные принципы истории педагогики

Определение 1

Принципы - это исходные базовые положения какой-либо научной теории либо науки в целом, а также ключевые требования, предъявляемые к чему-либо.

К основным принципам истории педагогики причисляют:

  • принцип историзма
  • принцип системности
  • принцип научности
  • принцип партийности
  • принцип воспитания и обучения

Принцип историзма

Принцип историзма предусматривает изучение некого явления начиная с момента его появления и в перспективе дальнейшего развития. Педагогические явления в данном случае рассматриваются относительно конкретного исторического периоды, социальных и экономических характеристик этого периода, которые определяют содержание, методику и организацию процесса воспитания и обучения.

Многие ученые, желая придать актуальность своим научным разработкам, стараются найти связь между концепциями других исторических периодов и настоящим временем, делают неправомерные сравнения между другими эпохами и современностью, стараются найти у ученых прошлого понятия, обосновывающие идеи настоящего, делают ставку на концепции прошлого, которые лишь частично схожи с современными. Однако они не учитывают тот факт, что большинство понятий прошлого при всей их схожести сегодня имеют совершено иную интерпретацию.

Используя исторический подход в отношении педагогического учения следует учитывать ряд важных факторов. Во-первых, необходимо принимать во внимание социально-экономические характеристики исторического периода, так как именно они определяют наполнение, методику и организацию процесса обучения. Исходя из этого формируются педагогические теории и концепции. Во-вторых, следует учитывать влияние научного прогресса эпохи на сферу образования и воспитания. Кроме того, необходимо брать во внимание развитие и изменение идей и понятий, выявлять тенденции развития.

«Принципы истории педагогики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Принцип системности

Принцип системности предполагает изучение явлений учебно-воспитательного процесса в рамках всей школьной системы и школьных традиций определенных исторических периодов. Идеи, высказывания, теории педагогов других исторических эпох с точки зрения их целостных концепций воспитания подвергаются подробному анализу. Педагогические системы других исторических периодов изучаются в рамках общественных отношений, политического устройства, гренадских и идейных взглядов, так же учитывается борьба этих взглядов между собой.

Принцип научности. Принцип партийности

Современный период характеризуется развитием демократии, благодаря этому творческому мышлению сегодня дается мощный толчок, который в свою очередь помогает ученым понять прошлое с точки зрения более объективного подхода к тем событиям, которые происходили в прошлом. Принцип научности в данном случае в первую очередь предполагает объективность исследователя, ученый должен беспрестанно относиться ко всем ступеням развития воспитания, школы и педагогического учения.

Сущность принципа партийности выражается в ответе на вопрос «Кому это выгодно?». Принцип партийности предполагает выявление в педагогических концепциях прошлого отражения классовых, политических интересов отдельных социальных групп.

Принципы воспитания и обучения в истории педагогики

Принципы воспитания – это главные идеи относительно воспитания человека. Эти идеи главным образом отражают степень развития социума, его потребности в развитии определенного личностного типа. Иными словами, на каждом историческом этапе принципы воспитания в некоторой степени подвергались изменениям. Существует несколько самых важных принципов воспитания:

Первые конценции принципа природосообразности зародились в античности, более детально они развились в трудах Я.А. Коменского. Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега. Эти ученые уделяли большое внимание принципу природосообразости в своих педагогических трудах. Принцип природосообразности в педагогике Европы XIX–XX вв. стал базой теории свободного воспитания, педологии, теорий возрастного и индивидуального подхода.

Впервые о принципе культуросообразности начал говорить Д. Локк, он считал, что человек приобретает знания из собственного опыта, различия в опыте зависят от воспитания и условий жизни. Этот принцип предложил Ф.А. Дистервег. Он считал, что в воспитательно-образовательном процессе следует учитывать условия места и времени, в которых появился и живет ребенок. Так же этот принцип развивали К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, С.И. Гессен.

Принцип централизации воспитания на развитии личности был сформулирован еще во времена античности. Античные педагоги считали, что задача воспитания - это личностное развитие. Ж.Ж. Руссо в своих работах так же развивал мысль о том, что воспитание является всесторонним и гармоничным процессом.

Все вышеперечисленные принципы до сегодняшнего дня так и остаются актуальными. Принципы обучения крайне важны в деятельности педагога, они направляют его деятельность и выполняют нормативную функцию дидактики. Принципы обучения сформировались на основе потребностей практики педагогического процесса как результат ее обобщения.

История дидактики имеет важную особенность, она стремится выявить общие принципы обучения и на их основе преподнести те важные требования, учитывая которые педагог может достигнуть высоких и стабильных результатов обучения и воспитания.

Для того чтобы решить эту задачу в первую очередь необходимо выявить логическую основу построения системы принципов. По мнению Я.К. Коменского принцип природосообразности обучения является основой, и остальные принципы должны идти в последовательности, согласованной с этим принципом.

Многие принципы обучения, например, принципы наглядности, систематичности и последовательности, являясь важными и по сей день, наши свое отражение в научных работах многих педагогов.

Дата последнего обновления статьи: 28.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot