Принципы в педагогике – это важные и существенные положения, отражающие закономерности воспитания и обучения, направляющие деятельность педагога во время организации и реализации воспитательно-образовательного процесса.
Понятие и виды принципов физического воспитания
На сегодняшний день одним из важнейших направлений в становлении и развитии ребенка является физическое воспитание.
Физическое воспитание – это организованный процесс, направленный на сохранение и укрепление здоровья ребенка, развитие гармоничной и социально активной личности.
Основная цель физического воспитания – формирование положительного отношения к занятиям физической культурой и ЗОЖ.
Достижение данной цели воплощается посредством системы педагогических принципов физического воспитания.
Принципы физического воспитания – это фундаментальные положения, регламентирующие построение, содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса.
Принципы физического воспитания определяют деятельность педагога, направленную на всестороннее физическое воспитание детей.
Выделяют три основные группы принципов физического воспитания:
- Общие социальные принципы – отражают основные идеи общества о процессе физического воспитания подрастающего поколения.
- Данные принципы гарантируют сохранение единства всех сторон физического воспитания детей (трудовое, умственное, психическое и физическое), направлены на обеспечение оздоровительного эффекта и полноценной подготовки ребенка к последующей трудовой деятельности.
- Методические принципы – состоят из универсальных правил методики, без соблюдения которых невозможно организовать эффективный процесс физического воспитания детей.
- Специфические (общепедагогические) принципы – отражают основные принципы дидактики физического воспитания.
Характеристика специфических принципов физического воспитания
Выделяют следующие специфические принципы физического воспитания:
Принцип непрерывности.
Данный принцип основан на ряде положений:
- физическое воспитание – это целостный, непрерывный процесс, который состоит из системы последовательных занятий, построенных по принципу «от простого к сложному»;
- преемственность физических занятий, используемых педагогом во время организации занятий, важным является соблюдение систематичности проводимых занятий и интервала между ними (важно не допускать большого интервала между занятиями).
Принцип системного чередования физических нагрузок и отдыха.
Данный принцип основан на разумности физических нагрузок, их чередования с отдыхом, который обеспечивает восстановление работоспособности организма. Система чередования нагрузок и отдыха должна строиться на основании разновременности, с целью достижения максимального результата от занятий и процесса восстановления (отдыха). Большое значение имеет и интервал времени между занятиями и отдыхом. В том случае, если интервал между занятиями слишком длинный, то достигнутый эффект может быть ослаблен или частично потерян. В этом случае возникает необходимость повторения пройденных ранее занятий, и восстанавливать физическую форму.
Таким образом, специфичность данного принципа выражена в строго установленной системе чередования отдыха и физических нагрузок. Реализация принципа достигается путем:
- рационального повторения физических занятий;
- рационального чередования отдыха и нагрузок;
- вариативностью и повторностью нагрузок и заданий.
Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий.
Согласно данному принципу эффективность физических занятий находится в зависимости от систематического повышения требований к двигательным умениям. Повышение требований осуществляется за счет увеличения нагрузок, усложнения заданий и т.д.
Физические занятия, согласно данному принципу, должны выстраиваться по принципу прогресса, то есть постоянного и систематического усложнения заданий, на основании имеющихся навыков и умений.
Важным условием является то, что усложнения занятий и увеличение нагрузки должно осуществляться на основании достигнутых результатов и быть рациональным. Не стоит допускать перегрузок детей, посредством недоступных им занятий, в силу физического несовершенства. Такой подход может отрицательно сказаться не только на физическом здоровье детей, но и сформировать негативное отношение к занятиям физической культурой.
Таким образом, данный принцип предусматривает постепенное и планомерное увеличение физической нагрузки и сложности физических упражнений, в соответствии с возможностями детей и имеющимися у них навыками.
Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок.
Данный принцип предусматривает два основных положения, на основании которых определены типичные формы динамики общей нагрузки на организм детей в процессе физического воспитания:
- осознание возможностей каждого ребенка, имеющихся у него знаний, умений и навыков, умения применять их в повседневной жизни;
- формирование и развитие инициативности, самостоятельности, активного и творческого отношения к занятиям физической культурой.
Принцип наглядности.
Согласно данному принципу, эффективность физического воспитания во многом зависит от привлечения органов чувств ребенка в процессе занятий физической культурой. Принято выделять три формы наглядности:
- зрительная наглядность: показа движений, чтение пособий, методической литературы и т.д.;
- звуковая наглядность: осуществляется в виде различных звуковых сигналов (словесные команды, свисток, хлопки и т.д.);
- двигательная наглядность: наиболее важный вид наглядности, особенно при обучении новым и сложным двигательным действиям (уточнение движений, динамика движений, амплитуда и т.д.).
Принцип доступности и индивидуализации.
При реализации принципа доступности спортивному педагогу необходимо учитывать физическую подготовленность занимающихся, как они переносят нагрузку, и какой объём могут выполнить. Необходимо также учитывать интеллектуальное развитие занимающихся, их субъ¬ективные установки, целеустремлённость, желание и волевое проявле¬ние в освоении двигательных действий.