Воспитание – это организованный и управляемый процесс, направленный на становление и развитие личности ребенка, передачу накопленного опыта подрастающему поколению.
Сущность принципов воспитания
Воспитание школьников – это целенаправленный педагогический процесс, организованный и управляемый педагогами школы.
Воспитание детей школьного возраста представляется собой совокупность взаимосвязанных методов и средств, направленных на достижение основной цели воспитания, и образующих систему воспитания. Содержание системы воспитания зависит от ряда закономерностей, определяющих педагогическую инструментовку и организацию процесса воспитания.
Таким образом, система воспитания дает конкретное представление о том, как должен быть организован и реализован процесс воспитания на практике.
Эффективность процесса воспитания во многом зависит от соблюдения принципов, на которые необходимо опираться педагогу при организации воспитания школьников.
Принципы воспитания детей школьного возраста – это фундаментальные положения, выраженные в требованиях к содержанию, методам, средствам, приемам, технологиям и организации процесса воспитания детей школьного возраста.
К принципам воспитания предъявляется ряд требований:
- Обязательность – строгое соблюдение и воплощение принципов воспитания в педагогическую практику.
- Комплексность – опора на комплекс принципов, во время организации процесса воспитания, опора осуществляется фронтально, сразу на все принципы.
- Равнозначность – все принципы равны и значимы, для организации эффективного воспитательного процесса.
Соблюдение указанных требований гарантирует организацию эффективного воспитательного процесса и достижения основной цели воспитания школьников.
В настоящее время система воспитания детей школьного возраста руководствуется следующими принципами:
- Принцип общественной направленности процесса воспитания
- Принцип взаимосвязи воспитания с жизнью и трудом учащихся
- Принцип опоры на положительное
- Принцип гуманизма
- Принцип личностного подхода
- Принцип единства воспитательного воздействия
Основные принципы воспитания школьников
Характеристика основных принципов воспитания детей школьного возраста.
Принцип общественной направленности воспитания.
Согласно данному принципу, процесс воспитания школьников, должен быть подчинен задачам воспитания подрастающего поколения, установленным в соответствии с государственной стратегией. Исходя из этого, деятельность педагога направлена на формирование всесторонне развитой личности.
Школа – социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере как общества и личности.
Принцип взаимосвязи воспитания с жизнью и трудом учащегося.
Согласно данному принципу воспитание личности учащегося находится в прямой зависимости от его трудовой деятельности и повседневной жизни. Именно поэтому детей необходимо привлекать к выполнению трудовых поручений, вовлекать в общественную жизнь, тем самым формируя положительное отношение к этим видам деятельности.
В процессе трудовой деятельности у учащихся формируются такие качества личности как трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, ответственность, совершенствуются моральные качества.
Реализация данного принципа требует от педагога умения обеспечить:
- понимание роли труда в жизни каждого человека;
- формирования уважения к различным формам труда;
- развитие желания и способности трудиться и добиваться поставленной цели;
- формирование понимания общих основ современного производства и развитие стремления расширять свой кругозор в данном направлении;
- умение сочетать личные и общественные интересы в трудовой деятельности;
- воспитание бережного отношения к природе, ее богатствам;
- формирование стремления приумножать общественную собственность посредством собственного труда;
- воспитание нетерпимости к нарушению трудовой дисциплины и бесхозяйственности.
Принцип опоры на положительное.
Согласно данному принципу педагог должен уметь видеть и находить в каждом учащемся положительные качества и стороны личности. Воспитательный процесс дожжен строиться на основании выявленного положительного в учащемся, с целью его развития и приумножения. Делая упор на положительные качества учащегося, педагог должен стремиться сделать их ведущими в поведении ребенка, и минимизировать отрицательные стороны.
Принцип гуманизма.
Данный принцип основан на гуманизации процесса воспитания, предусматривающего уважительное отношение к правам и свободам каждого учащегося. Принцип гуманизация требует от педагога:
- гуманного отношения к личности каждого учащегося;
- предъявления к детям разумных и посильных требований;
- уважительное отношение к позиции и мнению учащегося;
- уважительное отношение к желанию учащегося быть самим собой;
- использование ненасильственных методов воспитания;
- уважительное отношение к отказу формирования определенных качеств личности учащегося, если они противоречат его внутренним убеждениям.
Принцип личностного подхода к процессу воспитания.
Личностный подход понимается как опора на личностные качества, которые выражают важные характеристики для воспитания – направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.
Данный принцип требует от педагога:
- постоянного мониторинга особенностей и индивидуальностей учащихся (привычки, вкусы, взгляды и т.д.);
- умения диагностировать и выявлять реальный уровень сформированности личностных качеств учащегося;
- постоянное привлечение учащихся к посильной трудовой деятельности, оказанию помощи, выполнению поручений и т.д.;
- своевременное выявление и устранение моментов, которые могут отрицательно сказаться на процессе воспитания;
- сочетание процесса воспитания и самовоспитания учащегося;
- развитие у учащихся таких качеств как самостоятельность, инициативность, самоорганизация и т.д.
Единство воспитательных воздействий.
Данный принцип – принцип координации усилий школы, семьи и общественности. Его реализация требует, чтобы все лица, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли учащимся согласованные требования, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.