Принципы воспитания – это фундаментальные положения, на основании которых педагог организует воспитательный процесс.
Социальное воспитание – это специально организованный воспитательный процесс, направленный на формирование знаний, способностей и моделей поведения, принятых в том обществе, где растет и развивается личность.
Понятие социального воспитания
В процессе социального воспитания осуществляется включение ребенка в жизнь окружающего его общества.
На сегодняшний день существует несколько определений понятию «социальное воспитание»:
- специально организованный воспитательный процесс, направленный на формирование у ребенка социально значимых качеств личности (трудолюбие, коммуникабельность, сила воли и т.д.);
- процесс формирования нормативного и морального социального поведения;
- организованный процесс, направленный на оказание помощи личности в социализации;
- специально созданные условия по целенаправленному развитию духовно-ценностных ориентаций личности ребенка.
Социальное воспитание контролируется не только со стороны педагога, который его организовал, но и со стороны общества, которое «диктует» свои правила по воспитанию личности и предъявляемые к ней требования, как к члену социума. Социальное воспитание способствует развитию у ребенка позитивного отношения к обществу, формирует у него уважительное отношение к общественным ценностям.
Таким образом, социальное воспитание направлено на становление ребенка, посредством создания оптимальных условий для развития у него духовно-ценностной ориентации.
Большое значение в понимании социального воспитания является процесс социализации.
Социализация – это целенаправленный процесс по получению ребенком необходимого социального опыта для включения его в систему общественных отношений.
Социализация осуществляется посредством разнообразных социальных, социально-психологических, психолого-педагогических и психологических факторов. Каждый из данных факторов содержит в себе следующие компоненты:
- комплекс усилий общества и разнообразных социальных институтов, направленных на формирование и развитие личности ребенка;
- влияние на личность ребенка среды и его ближайшего окружения;
- активность личности ребенка, направленная на выборочное усвоение норм, ценностей, педагогического воздействия, саморегулирования поведения и самовоспитания.
Характеристика принципов социального воспитания
В связи с тем, что социальное воспитание рассматривается как относительно управляемый процесс, можно выделить ряд принципов его организации:
- Принцип гуманизации процесса воспитания. Данный принцип ориентирован на гуманное отношение педагога к ребенку, как самостоятельной личности. В педагогическом процессе, согласно принципу гуманизации, все участники имеют равные права, взаимодействие между педагогом и ребенком основано на взаимном уважении и доверии. Педагог не навязывает своего мнения воспитанникам, его цель – это воспитание всестороннее развитой и полноценной личности, способной активно и плодотворно существовать в современном обществе.
- Принцип природосообразности. Данный принцип ориентирован на взаимосвязь естественных и социальных процессов, учет особенностей природного развития каждого ребенка. То есть, согласно принципу придосообразности педагогический процесс организуется согласно общим законам развития человека и природы. Воспитатель должен учитывать особенности каждого ребенка и исходя из этого, выстраивать процесс воспитания.
- Принцип культуросообразности. Предполагает организацию воспитательного процесса, основой которого является культура человечества и ее ценности. Воспитатель при организации педагогического процесса опирается на национальные традиции, культуру народа и общества, историю и т.д. Важным условием является то, что культурные традиции регионов не должны противоречить общечеловеческим ценностям.
Принцип вариативности. Данный принцип опирается на то, что в процессе воспитания необходимо создавать условия, согласно духовно-ценностным ориентациям, с учетом многонациональности страны. Необходимо учитывать следующие факторы:
- общечеловеческие ценности;
- этнические особенности народов;
- индивидуальность и дифференцированность подходов воспитания, исходя из возможностей образовательной организации.
Принцип коллективности. Данный принцип предполагает, что процесс полноценного социального воспитания и социализации личности, развития и становления личности, возможно исключительно в рамках какого-либо коллектива. Невозможно привить ребенку опыт общения в обществе, умение взаимодействовать с окружающими, отстаивать свою точку зрения и т.д. вне коллектива и общества.
- Принцип централизации. Данный принцип направлен на разработку стратегии и тактики социального воспитания подрастающего поколения, а также на оказание помощи детям, в становлении и обогащении личного социального опыта. Данный принцип реализуется посредством создания специальных условий, направленных на развитие личности, исходя из ее приоритета перед коллективом или группой.
- Принцип диалогичности – предусматривает полноценное социальное воспитание личности в рамках осуществления процесса взаимодействия со взрослыми, которые способны поделиться своим социальным опытом, привить общественные и бытовые ценности.
- Принцип незавершимости воспитания предполагает признание каждого возрастного этапа развития человека самостоятельными индивидуальной и социальной ценностями, а не только этапами подготовки к дальнейшей жизни.
- Особую актуальность в современных условиях приобретает принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретении знаний, создание условий для полноценного развития всех без исключения детей.