Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Принципы физического воспитания

Общая характеристика

Одним из основных направлений обучения выступает физическое воспитание, направленное на развитие гармонично развитой, здоровой, социально активной личности.

Определение 1

Принципы физического воспитания представляют собой базовые положения, которые регламентируют построение, содержание, организацию педагогического процесса. Все это определяет деятельность педагога, направленную на всестороннюю физическую подготовку обучающихся.

Все принципы физического воспитания подразделяют на:

  • общие;
  • методические, или дидактические (сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации);
  • специфические (непрерывности процесса физического воспитания, чередования нагрузок и отдыха, наращивания развивающе-тренирующих воздействий, адаптированного сбалансирования динамики нагрузок, циклического построения занятий и возрастной адекватности физического воспитания).

Общие принципы

Общие принципы физического воспитания отображают всю методику педагогического процесса в целом.

К основным принципам физического воспитания относятся:

  1. Гармоничное и всестороннее развитие личности. В процессе обучения физической культуры необходимо интегративно решать задачи эстетического, умственного, трудового, физического воспитания. Сформированные способности и физические качества индивида в этом случае несут общественную ценность. Для полноценного развития двигательных навыков и физических качеств важно обеспечить тесную взаимосвязь между общей и специальной физической подготовкой. 1. Связь физического воспитания с жизненной практикой. Физическое воспитание должно быть ориентировано на способность к дальнейшему продуктивному труду и защите Отечества. А для этого необходимо воспитать сильного и выносливого человека. На занятиях необходимо отдать предпочтение упражнениям, которые вырабатывают навыки трудового характера, акцентировать внимание на формировании у обучающихся активной жизненной позиции, воспитании трудолюбия, нравственных качеств, патриотизма.
  2. Оздоровительная направленность физического воспитания. Нагрузки на занятиях должны соответствовать подготовленности и возрасту детей. За обучающими устанавливается обязательный врачебный контроль.
«Принципы физического воспитания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Методические принципы

Методические принципы характеризуют общие условия процесса обучения во время занятий физкультурой. Данные принципы определяют методы и способы обучения двигательным навыкам, системе специальных знаний, оптимизируют целевую направленность физических качеств.

Принцип сознательности и активности указывает, что максимального эффекта на занятиях физической культурой можно достичь только при постоянном интересе обучающихся. На занятиях необходимо выдвигать реальные цели, детализируя каждую из них. У обучающихся важно развивать самостоятельность и инициативность.

Принцип наглядности позволяет установить взаимосвязь между чувственным восприятием и мышлением учеников, результатом чего является комплексное воздействие на все сенсорные органы и системы, принимающие участие в двигательном акте. На занятиях физического воспитания используется непосредственная (личная демонстрация педагогом разучиваемых движений) и опосредованная (демонстрация фильмов, фотографий, методических пособий). Для обучающихся старшего школьного возраста и для студентов чаще всего используют опосредованную наглядность.

Для детей дошкольного возраста и для младших школьников на заключительном этапе разучивания новых упражнений рекомендуется использовать различные звуковые сигналы, которые позволят уточнять временные и ритмические характеристики двигательных актов.

Принцип доступности и индивидуализации. На занятиях по физическому воспитанию преподаватель должен учитывать готовность обучающихся к выполнению тренировочных нагрузок. Задачи физического воспитания должны ставиться в соответствии с индивидуальными возможностями учеников. При постановке чрезмерных требований и сложных заданий возможны негативные последствия для организма ребенка. В рамках данного принципа для определения доступности необходимо руководствоваться следующими критериями: состояние здоровья обучающегося; уровень натренированности (предельное потребление кислорода, жизненная емкость легких, изменение спортивных результатов); присутствие силы воли и целеустремленности.

Специфические принципы

Специфические принципы отображают специфические закономерности процесса физического воспитания:

  1. Принцип последовательности и динамичности. Для эффективного развития физических качеств важно постепенно и планомерно: усложнять технику упражнений, увеличивать интенсивность и объем нагрузок, расширять тактический и технический потенциал.
  2. Принцип систематичности. Непрерывность физического воспитания и тренировочных воздействий обусловлена особенностями привыкания организма обучающегося к физическим нагрузкам. Результативность и эффект каждого последующего занятия должен накладываться на результаты предыдущего, закрепляя и углубляя его. Важно грамотно чередовать физическую активность и отдых.
  3. Циклическое построение занятий. Программа физического воспитания ориентирована на композиционное повторение основных целей и задач. В практической деятельности применяют: микроциклы (7-14 дней, характеризуются разнонаправленностью и одновременно повторностью упражнений); мезоциклы (от 2 до 6 микроциклов, изменяется содержание и порядок чередования); макроциклы длятся на протяжении всего года.
  4. Возрастная адекватность направлений физического воспитания. Направленность системы физического воспитания находится в зависимости от возраста обучающихся. На каждом этапе физического развития должно отдаваться предпочтение развитию определенных физических качеств.

В системе физического воспитания существует определенная иерархия принципов воспитания. Вся практическая деятельность педагога базируется на идейных основах общих принципов. В методических принципах изложен универсальный регламент методики занятий. Правила системного построения обучающего процесса лежат в основе специфических принципов.

Дата последнего обновления статьи: 01.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot