Особенности обучения грамоте младших школьников
Обучение грамоте – это методически разработанный процесс обучения детей в 1 классе по букварю, продолжающийся примерно 3,5 месяца. Если в классе учатся дети шестилетки, то период обучения грамоте продлевают до восьми месяцев. Овладение грамотой является первым условием дальнейшего школьного обучения.
В обучении грамоте в качестве особой ступени овладения первоначальными навыками чтения и письма такие предметы как русский язык и чтение являются частью образовательной области «Язык и речевая практика».
В структуре обучения чтению и письму принято выделять три ступени:
- подготовительная (добуквенная), которая подразделяется на две подступени: безбуквенную и изучение пяти букв, которыми обозначаются гласные звуки;
- основная (буквенная), предполагающая изучение всех согласных звуков и обозначающих их букв, букв Е, Ё, Ю, Я, которые имеют двойную функцию, а также Ъ и Ь;
- повторительно-обобщающая (послебуквенная), предполагающая закрепление полученных лингвистических сведений и навыков чтения и письма.
Изучение курса предполагает решение детьми следующих задач:
- овладеть грамотой – чтение, письмо, как виды речевой деятельности;
- развивать умения говорить и слушать, расширять активный, пассивный и потенциальный словарь, овладеть грамматическим строем речи;
- овладеть орфографией и пунктуацией;
- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
- овладеть навыками и умениями анализировать и понимать текст;
- приобрести и систематизировать знания о русском языке.
Средства наглядности при обучении грамоте
Наглядность – это средство стимулирования познавательных процессов, при использовании которого в сознании обучаемого генерируются наглядные образы, то есть идет формирование зрительного представления излагаемого материала.
При комплексном использовании наглядных средств обучения обеспечивается комплексное интеллектуальное развитие младших школьников, оказывается благотворное влияние на их психическое и физическое здоровье.
Средства наглядности подразделяют на зрительные, звуковые, зрительно-слуховые.
Средства зрительной наглядности включают печатные средства – таблицы, демонстрационные карточки, репродукции картин, раздаточный материал, а также экранные средства – диафильмы, диапозитивы и слайды.
Наиболее распространенное и традиционное средство зрительной наглядности на уроках обучения грамоте – таблицы. Основная дидактическая функция таблиц - вооружить учеников ориентиром применения правила, раскрыть закономерности, являющиеся базисом правил или понятий, облегчить запоминание конкретного языкового материала. В связи с этим они подразделяются на речевые и языковые.
Таблицы используют, чтобы облегчить усвоение принципа слияния двух звуков в единый слог. К ним относят чтение по подобию (ма, ра, на), чтение с подготовкой (о-по, а-ра), чтение слога под рисунком и пр.
Большое распространение получили таблицы-схемы. Наиболее популярными являются схемы, которые представляют собой организацию теоретического материала в графическое изображение, обнаруживающее и зрительно подчеркивающее соотношение и зависимость явлений, которыми характеризуется определенная языковая проблема.
Учебными средствами наглядности облегчается восприятие теоретического материала, они помогают детям быстро его запоминать, при этом не механически и бездумно, а осмысленно и прочно, так как при такой подаче учебного материала наглядно демонстрируются логические связи между языковыми явлениями.
Систематическая работа со схемами, составление их с участием самих учеников, приводит к тому, что на каком-то из этапов обучения они могут уже самостоятельно, с опорой на схему, излагать определенный лингвистический материал.
Рисунки помогают наглядно прокомментировать значения слов, стимулировать учеников употреблять изученную лексику, предоставляя материал для отработки норм русского литературного языка, что формирует правописные и речевые навыки у учеников.
Раздаточный наглядный материал включает:
- задания, предполагающие обогащение словарного запаса учеников – объяснение значения слов, установление разницы в значении слов, подбор синонимов, антонимов, родственных слов и пр.;
- задания, предполагающие обучение детей точно и правильно употреблять изученную лексику, выбирать из серии возможных вариант, соответствующий задаче высказывания.
Из этого вытекают основные методические правила использования данного типа наглядности:
- раздаточный материал должен использоваться на стадии творческого закрепления изученного материала, когда основной объем умений и навыков, связанных с освоением материала, у учеников уже сформированы;
- использование раздаточного материала должно быть направлено на активизацию творческой деятельности учеников;
- реализация возможностей раздаточного материала в направлении организации индивидуальной работы с учениками.
Средства слуховой наглядности – грампластинки и магнитофонные записи. Звукозаписи выполняют ряд дидактических функций. Они формируют культуру устной речи учеников. Звучащий образец помогает в формировании навыков правильного литературного произношения, постановки верного ударения и интонирования, а также навыков построения устного связного высказывания.
Зрительно-слуховые средства обучения – диафильмы со звуковым сопровождением, кинофильмы и кинофрагменты.
Таким образом, правильное использование наглядности на уроках обучения грамоте помогает формировать четкие представления о русском языке и содержательные понятия, развивать логическое мышление и речь, на основании рассмотрения и анализа конкретных явлений приходить к обобщениям, которые будут использованы на практике.