Детская запущенность (социально-педагогическая запущенность) – это такое состояние личности ребенка, при котором у него проявляется несформированность субъективной деятельности, общения и самосознания, а также ярко выражено нарушение собственного образа «Я».
Трудновоспитуемость – это бессознательное или сознательное сопротивление ребенка (подростка) целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное разнообразными причинами (нарушение психического развития, дефекты социального развития и т.д.), в том числе и отсутствием необходимого педагогического воспитания, затрудняющее социальную адаптацию, усвоение социальных ролей и учебной программы.
Причины возникновения детской запущенности и трудновоспитуемости младших школьников
Детская запущенность и трудновоспитуемость не возникают от одного случайного эпизода, причины их появления воздействуют на ребенка достаточно длительное время, оказывая на личность ребенка деформирующее влияние. Для того, чтобы успешно решить проблемы детской запущенности и трудновоспитуемости необходимо в первую очередь причины их возникновения.
Зачастую первые отклонения в поведении проявляются у детей в младшем школьном возрасте. Признаками являются неустойчивое поведение, конфликты с одноклассниками и педагогами. Дети проявляют такие личностные качества как упрямство, невыдержанность, необщительность, навязчивость, развязность в общении, болтливость и непослушание. Проявляется данное поведение с самых первых дней пребывания в школе, то есть ребенка не останавливает то, что он только вошел в новый коллектив. Таких детей принято называть «трудными», требующими индивидуального подхода в воспитании и обучении, а также дополнительных занятий со специалистами (психолог, социальный педагог и т.д.).
Основными причинами трудновоспитуемости у детей младшего школьного возраста являются:
- Педагогическая неграмотность родителей, приводящая к нарушениям в мерах воспитания детей: отсутствие единства требования со стороны всех членов семьи, несоразмерность наказаний и поощрений, жесткое отношение к ребенку, подавление его личности, излишня изнеженность и избалованность и т.д.
- Чрезмерная занятость родителей и нехватка времени на воспитание ребенка, безответственно отношение к нему. Все это порождает детскую безнадзорность.
- Собственный отрицательный пример со стороны родителей (аморальное поведение, пьянство, нечестный образ жизни и т.д.).
- Нарушенная структура семьи – это неполные семьи, а также семьи, имеющие длящийся внутренний конфликт.
Как показывает практика, трудновоспитуемость зачастую вызывается не одной какой-то причиной, а их совокупностью. Однако нельзя утверждать и то, что ребенок, который воспитывается в данных условиях, обязательно будет трудновоспитуемым или у него возникнет детская запущенность. Это связано с тем, что за судьбу ребенка несут ответственность не только семья, но также школа (детский сад) и общественность.
Преодоление детской запущенности и трудновоспитуемости младших школьников
Школа является ведущим звеном в системе общественного воспитания. Она решает задачи, связанные с компенсацией недостатков семенного воспитания и обеспечения необходимой индивидуальной коррекционной работы с ребенком. Это обусловлено тем, что именно школа обладает научными методиками воспитания детей школьного возраста, а также обеспечена высококвалифицированными педагогическими кадрами и материальной базой.
В том случае, если школа обеспечена всем необходимым, то она способна создать эффективные условия для организации профилактических мероприятий, направленных на выявление и исправление трудновоспитуемых учащихся.
Необходимость выявления детской запущенности и трудновоспитуемости в начальных классах обусловлена тем, что дети младшего школьного возраста более восприимчивы к педагогическому воздействию, и соответственно, у них имеются значительные предпосылки для перевоспитания.
Предпосылками для перевоспитания трудновоспитуемых детей именно в младшем школьном возрасте являются следующие аспекты:
- Выявленные у ребенка младшего школьного возраста отрицательные качества не успевают приобрести ту устойчивость и прочность, которая характерна для детей среднего и старшего школьного возраста.
- У ребенка младшего школьного возраста нервная система еще достаточно пластична, в связи с чем, он легче поддается перевоспитанию, нежели дети среднего и старшего школьного возраста.
- У детей младшего школьного возраста еще достаточно высок авторитет педагога, они прислушиваются к его мнению и с большей охотой выполняют требования.
- В отличие от педагогов, которые осуществляют образовательный процесс у учащихся средних и старших классов, педагог начальных классов практически весь учебный день проводит с детьми, в связи чем, он имеет возможность наблюдать за детьми в разных ситуациях, изучать их особенности, выделять отрицательные и положительные стороны, тем самым организовывать систематическое и целенаправленное воспитание отдельного ребенка, посредством индивидуального подхода.
- Учитель начальных классов имеет больше возможности установить эффективное взаимодействие с родителями трудновоспитуемого ученика, тем самым организуя единство воздействия на ребенка со стороны школы и семьи.
Основные направления работы по преодолению трудновоспитуемости младших школьников являются:
- Индивидуальный подход к ребенку, на основании установленных у него индивидуальных особенностей (возраст, развитие, наличие способностей, склонности и т.д.).
- Осуществление постоянного контакта с родителями ребенка, по вопросам его воспитания и обучения, а также проводимой коррекционной работы.
- Привлечение к работе с ребенком специалистов (психолог, социальный педагог и т.д.).