Сущность звукового искусства Sound art
Sound art - это звуковое искусство и направление междисциплинарной деятельности, ориентированное на эстетическое развитие подрастающего поколения через создание различных видов творческих продуктов, в основе которых лежит звук.
Sound art предполагает создание звуковых скульптур, инсталляций, в которых отражается видение создателем конкретного объекта, процесса, проблемы.
В основе Sound art лежит понимание того, что каждый звук является музыкой. Иными словами, музыку можно создать из всех звуков: шумов городского транспорта, скрипа колес, работы трактора, гудения теплохода и др. Из совокупности шумов можно создать прекрасную мелодию. Для этого формируются нестандартные музыкальные инструменты – звуковые скульптуры. Они делаются из различных материалов, движение которых обеспечивает определенное звучание. Таким образом, задается музыкальный ритм и формируется мелодия.
Звуковые скульптуры создаются из консервных банок, стеклянных бутылок, металлических деталей, веток деревьев и др. Музыку можно сотворить, практически, из всего. Она пронизывает мир объектов живой и неживой природы и позволяет наполнить любой объект музыкальным звучанием.
Sound art позволяет создавать необычные музыкальные инструменты в виде скульптур (например, замок, выстроенный из консервных банок), на которых можно играть, создавая необычные мелодии.
Sound art является современной художественной практикой и находит применение в художественно-эстетическом развитии подрастающего поколения.
Обучение Sound art реализуется в системе дополнительного образования. Ряд арт-технологий используется в образовательном процессе школы, но Sound art применяется крайне редко (только по инициативе конкретных педагогов) и носит ограниченный характер.
Арт-технологии в музыкальном образовании
На сегодняшний день в музыкальном образовании находят активное применение арт-технологии.
Арт-технологии - это способы развития интеллектуальной сферы личности, посредством ее приобщения к искусству и развития навыков художественного творчества.
Sound art применяется в музыкальном образовании. Оно относится к арт-технологиям и позволяет:
- Активизировать познавательную сферу детей средствами музыкального искусства.
- Активизировать творческое воображение ребенка.
- Приблизить ребенка к миру музыкального и иных видов искусства.
- Расширить горизонты музыкального развития за счет связи музыки с иными видами творческой деятельности.
- Зафиксировать внимание учащихся на проблемах современности через музыкальное восприятие действительности.
- Расширить видение ребенком различных аспектов художественного творчества.
Технологии арт-педагогики, применяемые в музыкальном образовании на современном этапе социального развития, позволяют реализовать коррекционные направления образовательной деятельности. Так, Sound art находит активное и продуктивное применение в коррекции задержки психического развития детей, в устранение дефектов речи – ФФНР, заикания и очень привлекает детей с аутистическими расстройствами.
Технологии арт-педагогики необходимы в реализации обучения детей различным направлениям искусства. Саунд арт позволяет активизировать познавательное развитие ребенка, ликвидируя рамки его ориентации только на творческую сферу деятельности и реализацию себя в музыкальном искусстве. Кроме того, расширяются границы творческого восприятия ребенком окружающего мира. Он начинает видеть музыку, звуковое искусство в различных объектах и процессах, создавать ее не только в ходе игры на музыкальных инструментах, но и посредством использования любых объектов и предметов окружающего мира.
В саунд арте звук рассматривается в качестве инструмента, используемого в мире искусства. Он позволяет придать художественный окрас, эмоциональную насыщенность, сформированным инсталляциям, скульптурам т.е. дает эмоциональный окрас художественным произведениям и обогащает процесс творческого развития ребенка.
Современные цифровые технологии позволяет дать любому объекту искусства звуковую насыщенность. Создаются инсталляции, управление движением которых осуществляется через ПК, а их движения сопровождаются электронной мелодией. Это, также, является новой формой музыкального образования.
Основы преподавания Sound art
Преподавание звукового искусства Sound art опирается на использование современных методов и приемов работы со звуком и реализации междисциплинарного подхода в обучении.
Поскольку, Sound art является направлением музыкальной деятельности, то его преподавание предполагает:
- Формирование навыков звуковой подачи художественного творчества. Учащиеся учатся представлять продукты своего творчества в звуковой форме;
- Звуковое оформление кино творчества;
- Развитие навыков звукового восприятия. Имеется в виду восприятие разных звуков и распознавание в них музыкальной мелодии, компонента искусства;
- Развитие навыков формирования звуковых инсталляций;
- Развитие умений придавать музыкальное насыщение любому объекту и предмету;
- Организация художественной деятельности учащихся, как направления развития музыкального вкуса и навыков звукового восприятия;
- Формирование навыков создания различных видов звуковых работ;
- Развитие умений использования дизайнерского подхода к созданию звукового звучания;
- Создание экспериментальных звуковых композиций;
- Отражение своего видения окружающего мира, его проблем и процессов в звуковой дорожке;
- Освоение методов и приемов работы с музыкой, представленной в разных формах;
- Освоение художественных приемов работы с музыкальными дорожками.
В ходе обучения Sound art в системе дополнительного образования в школах искусства происходит обучение детей навыкам художественной записи музыки в полевых условиях без использования современной звуковой техники и иного профессионального музыкального оборудования.
Sound art формирует навыки видения музыкального искусства в различных направлениях деятельности. При этом, оно требует интеллектуальной работы и владения иными видами искусства. Таким образом, осуществляется всестороннее творческое развитие личности учащегося и активизируется его познавательная деятельность.