Становление права на образование
Образование – это особая сфера жизнедеятельности общества и государства, в которой осуществляются передача и воспроизводство не только знаний, умений и навыков, культурного опыта каждого поколения, но и характера мышления, миропонимания, мироощущения, духовных ценностей, исторического и нравственного самосознания нации.
Приведение российского образования к мировому уровню требует существенных материальных затрат и организационных усилий со стороны государства и его органов, а также помощи со стороны общества. Главными направлениями реформы образования должны выступать повышение инвестиционной привлекательности сферы образования, обеспечение доступности качественного образования, а также переход к принципам подушевого финансирования и формирования эффективного рынка образовательных услуг. Этим обуславливается необходимость модернизировать образование, но этот процесс должен быть очень продуманным.
Право на образование рассматривается в качестве конституционного, основного, естественного человеческого права. Это право закреплено:
- в статье 43 Конституции РФ;
- в статье 26 Всеобщей Декларации прав человека;
- в статье 134 Международного пакта об экономических и социально-культурных правах;
- в статье 28 Конвенции о правах ребенка.
Таким образом, право на образование – естественное право человека, которое должно удовлетворять потребности людей в образовании и информации. Потребность в информации и образовании находится на одной ступени с первичными потребностями, то есть с потребностями в безопасности, еде и воде и пр., в связи с чем теорию Маслоу необходимо откорректировать и включить в перечень первичных потребностей потребность в образовании и информации.
Составные части права на образование, закрепленные в Конституции РФ
Право на образование должно рассматриваться в качестве элемента права на жизнь и на развитие.
В соответствии со статьей 43 Конституции РФ право на образование включает следующие составляющие:
- право на получение дошкольного образования;
- право на получение основного профессионального образования;
- право на получение бесплатного высшего образования.
Все обозначенные права большинство людей не могжет реализовать своими силами, в связи с чем, они должны обеспечиваться государственными и муниципальными образовательными учреждениями, предприятиями, органами управления образованием.
Образование во всем мире характеризуется следующим набором черт:
- навязывание определенных культурных ценностей, в частности, стремления к конкуренции и уважения власти;
- необходимость формальной организации школы и прочих образовательных учреждений;
- весь процесс обучения направляется на социализацию учеников;
- иногда содержание образования может конфликтовать с интересами учеников.
Содержание права на образование развивается в отраслевом законодательстве, то есть в нем права людей конкретизированы, разобраны на отдельные правомочия.
Современный этап развития прав граждан на образование
Необходимо отметить, что при неизменности конституционных норм, в настоящее время образовательная система претерпевает ряд изменений. Один из элементов таких изменений представлен введением Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Система высшего профессионального образования также обнаруживает ряд определенных изменений, вызванных присоединением к Болонской декларации. В качестве примера соответствующих изменений можно рассмотреть, например, введение двухступенчатой системы обучения, которая состоит из бакалавриата (4 года обучения) и магистратуры (2 года).
Что касается бесплатности высшего образования, то в самой статье 43 Конституции РФ послевузовское образование не упоминается, чем создается возможность для злоупотребления.
Иными словами, принцип бесплатности, провозглашаемый для всех остальных ступеней образования, который обнаруживается при буквальном толковании норм статьи 43 Конституции, не может быть отнесен к послевузовскому образованию. При этом данный пробел устраняет пункт 3 статьи 5 Закона РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании», в котором закреплена возможность получить на конкурсной основе бесплатное послевузовское профессиональное образование в государственном и муниципальном образовательном учреждении в пределах государственного образовательного стандарта. Однако в условиях серьезного социального и материального расслоения в современном российском обществе, нестабильности российской правовой системе в области образования, нацеленности на ее реформирование и постоянного сокращения бюджетных мест такое закрепление становится недостаточным. В связи с этим не удивительно, что в наше время в стране развивается и работает хорошо налаженная система покупки ученых степеней, которая сочетается с устранением возможности получения послевузовского образования для граждан с низким уровнем доходов.
Помимо РФ, право на получения бесплатного образования на любом его уровне в государственном учебном заведении закреплено в конституциях таких стран, как Греция, Литва, Украина, Франция и др.
Сегодня Российская Федерация по уровню высшего образования занимает девятое место в мире, а ранее занимала четвертое место после Израиля, Норвегии и США.
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего общего и начального профессионального образования, устанавливаются образовательным учреждением в соответствии с положениями законов РФ, и должны обеспечивать прием всех граждан, проживающих на определенной территории и имеющих право получать образование соответствующего уровня.
После того, как в 2007 году были приняты поправки в Закон об образовании, 11-классное обучение стало обязательным для каждого гражданина РФ и бесплатным в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Иностранные граждане могут получить такое образование только на платной основе.