Индивидуально-коррекционная работа с детьми – это одно из направлений коррекционного обучения, ориентированное на оказание помощи в развитии ребенку, испытывающему трудности при групповом обучении, и сглаживание его особенных отклонений.
Такая работа необходима для того, чтобы ребенок получил возможность полноценного развития, независимо от степени того или иного отклонения и специфике его проявления.
Для проведения работы с ребенком по индивидуальной программе предварительно осуществляют диагностирование уровня и особенностей его развития, наличия ведущего отклонения и сопутствующих ему дефектов, а также психологических характеристик развития ребенка.
Структура индивидуально-коррекционной работы с детьми
Индивидуальная программа обучения нацелена проектирование содержания коррекционной работы, направленной на общее развитие ребенка, активизацию его познавательной деятельности, сенсорно-перцептивную деятельность, с учетом актуального уровня развития ребенка.
Составление индивидуальной коррекционной программы реализуется с учетом особенностей психического развития ребенка, его познавательных возможностей и создания предпосылок для дальнейшего обучения.
Структура коррекционных занятий, входящих в индивидуальную программу включает три блока:
- Развитие психических функций организма. Этот блок предполагает использование специальных упражнений, ориентированных на развитие мыслительной деятельности, активизацию работы памяти, восприятия, внимания и воображения. Для этого, используются упражнения, помогающие в развитии кожно-кинестетического, акустического, визуального восприятия. Чтобы активизировать работу памяти, применяются упражнения, позволяющие запомнить и воспроизвести тот или иной материал. Например, повторение услышанных слов в правильной последовательности, запоминание названий цветов, форм объектов и т.д. Мыслительная работа активизируется за счет использования дидактических игр: выбор лишнего предмета, объединение одинаковых объектов по парам и др.
- Формирование пространственной ориентации и временных представлений. Здесь, используются упражнения на развитие знаний и своем теле и его устройстве, ориентировки в нем, определения своего местоположения в пространстве и пространственном положении и взаимодействии иных объектов. Для этого используются пространственные предлоги и наречия. Также, происходит развитие временных понятий, для чего используются упражнения с часами, определение времен года, смена дня и ночи, определение совершенного события: вчера, сегодня, завтра.
- Развитие мелкой моторики. Моторные функции организма способствуют речевому развитию и активизируют мыслительную работу. Применяется пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, упражнения на счет с загибанием пальцев и др.
Любая коррекционная работа требует слаженности и комплексности действий. Необходимо повышать педагогическую компетентность родителей, знакомить их с коррекционной терапией, чтобы они столь же активно применяли коррекционный подход в своей воспитательной работе, обеспечивая единую направленность воспитания и развития ребенка.
Этапы реализации индивидуально-коррекционной работы с детьми
Работа по индивидуальной программе реализуется в несколько этапов:
- Развитие системы эмоционального взаимодействия с детьми. Необходимо установить с детьми контакт. Ребенок начинает выполнять задания педагога не сразу. Первоначально, ему нужно освоиться, понять, что педагогу можно доверять. Потом он начинает повторять действия в след за ним. И только потом пытается сделать ту же работу самостоятельно. Эмоциональная связь является основой успешного взаимодействия между педагогом и ребенком и залогом эффективной коррекционной работы.
- Развитие первоначального опыта игры. Здесь, также, требуется постепенное обучение. Сначала, ребенок совершает первые манипуляции с игрушками, потом осваивает выполнения каких-то сюжетных действий, подражая взрослым, перенося в игру события реальной жизни. Это активизирует его игровые навыки, активизирует работу фантазии и воображения.
- Понимание цветов, форм, величин. Ребенок знакомится с цветами и формами объектов. Как правило, для обучения используются игрушки. Детям демонстрируют описание их качеств, а затем они пробуют сами выделить существенные характеристики того или иного объекта. На этой стадии, происходит освоение навыков визуально-двигательной координации.
Все этапы индивидуально-коррекционной работы имеют тесную связь. Необходимо создать условия для преемственности обучения на каждом этапе, чтобы достичь наибольшего коррекционного и развивающего эффекта.
Принципы организации индивидуально-коррекционной работы с детьми
Организация индивидуально-коррекционной работы с детьми имеет свою специфику организации. Практические занятия коррекционной направленности должны быть организованы на основании ориентации на сглаживание трудностей в обучении и развитии ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей развития. При этом, работа строится на основании следующих принципов:
- Принцип индивидуализации. Реализация данного принципа возможна на основе тщательного детального диагностирования того или иного отклонения и сопутствующих нарушений в развитии ребенка, определения причин их появления и специфики проявления.
- Принцип разносторонности коррекционной работы. Здесь, требуется определить все дефекты развития ребенка, которые прямо или косвенно влияют на его основное отклонение и определяют степень его развития и проявления. Чтобы устранить или сгладить основное отклонение, требуется обратить внимание на все сопутствующие дефекты и их причины и ликвидировать их.
- Принцип комплексности. Он означает использование в коррекционной работе разнообразных методов и приемов коррекции, средств и подходов к устранению того или иного нарушения, сглаживанию его симптоматики проявления.
- Принцип систематичности коррекционных занятий. Коррекционная работа должна быть тщательно спланирована и подготовлена. Нельзя делать занятия эпизодичными. Здесь, важна регулярность и поэтапность коррекции.