Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству – это раздел педагогической подготовки будущих специалистов, ориентированный на развитие у них представлений об изобразительном искусстве и возможностях его применения в качестве средства обучения и развития дошкольников.
Данный курс обучения входит в программу дошкольного образования. Студенты получают знания и навыки деятельности с различными материалами и учатся применять творческий подход к данной работе. Однако, основная задача данного курса обучения сводится к творческому развитию студента и формированию навыков воздействия на творческий аспект личности учащегося.
В ходе практикума студенты должны освоить различные виды деятельности с природными материалами и методы работ с детьми разных возрастов.
Направления деятельности студентов в ходе прохождения практикума
В ходе прохождения практикума по художественной обработке материалов и изобразительному искусству, студент участвует в следующих направлениях практической деятельности:
- Изучение предметов, которые требуется воплотить с помощью художественных средств и иных материалов, с учетом возраста детей и особенностей воплощения предмета.
- Освоение приемов работы с аппликациями. Студент должен освоить данный вид деятельности, а также методы развития навыков аппликации у дошкольников разных возрастных групп.
- Освоение навыков правильной и безопасной работы с ножницами. Необходимо показывать детям приемы работы с ножницами, комментировать каждый из них и делать упор на технику выполнения той или иной работы с ножницами: вырезание, отрез и т.д. Будущий воспитатель должен научить детей безопасной работе с ножницами.
- Освоение приемов работы с бумагой, картоном и их демонстрация дошкольникам с пояснением, совершаемых действий.
- Изготовление художественных объектов, посредством применения современных методов работы с различными материалами и художественными средствами.
- Освоение различий бумаги по фактуре и цветовой гамме.
- Изучение соответствия выбора методов обучения работе с различными материалами и возрастной специфики развития дошкольников.
- Освоение способов подготовки рабочего места и правил работы с инструментами.
- Навыки создания технологической карты изготовления изделий.
- Навыки понимания условных знаков, применяемых в изобразительном искусстве, понимания графических обозначений, чертежей и инструкций.
Разделы практических занятий по изучаемому курсу
Прохождение студентом практики по художественной обработке материалов и изобразительной деятельности осуществляется посредством изучения следующих разделов, носящих практический характер освоения:
- Формирование знаний в области применения различных материалов. Происходит просмотр видео материалов об основах работы с разными материалами, подготовки рабочего места, применения инструментария.
- Формирование знаний в области ручной обработки материалов. Изучаются технологические операции по обработке материалов, осваиваются навыки конструирования и применения различных инструментов.
- Обработка бумаги и картона. Изучается технология создания бумаги, ее видов, особенностей, область применения бумаги, техника работы с разными видами бумаги и правила конструирования бумажных изделий, создания аппликаций и т.д.
- Изучение обработки волокнистых материалов. Изучается различный текстиль, приемы работы с ним, способы его обработки, оборудования, применяемое для работы и изготовление изделий.
- Технология работы с природным материалом в ДОУ. Осваиваются способы сбора и хранения природного материала, его разновидности и особенности, техники и технологии обработки, правила безопасной обработки и нормы, предъявляемые к использованию природных материалов в образовательном процессе ДОУ.
- Художественная обработка материалов. Изучаются способы конструирования из нетрадиционных материалов: искусственных материалов и готовых форм (пластик, пластмасса, пенопласт и др.).
Применение знаний по художественной обработке материалов и изобразительному искусству в профессиональной деятельности педагога ДОУ
Изобразительная деятельность дошкольников требует тщательного руководства и квалифицированного подхода к ее организации. Поэтому, воспитатель должен владеть системой знаний и навыков в области применения изобразительного искусства и различных материалов.
Получение этих знаний осуществляется в ходе прохождения практикума по художественной обработке материалов и изобразительному искусству. Освоение навыков работы с природными и искусственными материалами, основ художественной и конструктивной деятельности, помогает педагогу организовывать продуктивную деятельность дошкольников.
Она реализуется на основании использования посильных видов труда, отвечающих особенностям их возрастного развития и индивидуальным возможностям.
В ходе занятий дети знакомятся с изобразительным искусством, учатся вырезать, клеить, делать аппликации, рисовать. Это развивает воображение, внимание и наблюдательность дошкольников и способствует их продуктивному гармоничному развитию.
Занятия по изобразительному искусству начинаются с мотивации дошкольников к предусмотренному виду деятельности. Например, воспитатель рассказывает им веселый стих про радугу и ее цвета или про желуди в лесу. Это позволяет заинтересовать ребенка работой с краской или желудями, акцентировать его внимание на данном направлении деятельности.
Для изучения цветов радуги можно использовать загадки, считалки, стишки. В процессе выполнения работы, воспитатель следит за соблюдением детьми техники безопасности и гигиенических норм.
Занятия по изобразительному искусству носят:
- Обучающую направленность – учат детей работать с красками, кистями, составлять аппликации, создавать конструкции, вырезать фигуры из бумаги, делать различные фигуры из шишек, желудей, листьев и иного природного материала;
- Развивающую направленность – развитие творческого потенциала ребенка, формирование навыков восприятия, аккуратности, развитие воображения;
- Воспитывающую направленность – воспитание чувства ответственности, сопереживания, стремления помогать, добродушия.