Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дислалия

Определение 1

Дислалия – это нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и нормальной работе артикуляционного аппарата.

Возникновение дислалии является следствием поражения отдельных процессов центральной нервной системы. Она является актуальной проблемой речевого развития, в силу своей распространенности возникновения в дошкольном возрасте.

Разновидности дислалии и особенности ее проявления

Дислалия бывает двух основных типов:

  • Механическая дислалия.
  • Функциональная дислалия.

Каждый из видов имеет свои особенности проявления и причины развития. Рассмотрим их.

Причинами развития механической дислалии и особенности ее проявления в следствии них являются:

  1. Физические поражения органов артикуляции. Любые дефекты в строении языка, губ, челюсти могут привести к нарушению звукового произношения. Такие поражения возникают в следствие каких-то травм, полученных во внтуриутробном периоде или раннем детстве. Такие поражения могут приводить к искаженному произношению, смазанности речи, непоследовательности звуков;
  2. Короткая уздечка языка. Она приводит к нарушению произношения звуков, которые произносятся верхнеязычными органами;
  3. Слишком широкий или слишком узкий язык. Данная патология ведет к сложностям развития связной речи. Речь теряет свою внятность и четкость;
  4. Аномалии губ. Толстые или тонкие губы, затруднения их подвижности обуславливают появление проблем в произношении губных и губно-зубных звуков;
  5. Неправильный прикус, проблемы с зубами приводят к трудностям произношения зубных звуков.

Что касается функциональной дислалии, то она исключает наличие каких-либо аномалий в строении органов артикуляции, т.е. не имеется основы нарушения звукового произношения. Нарушение произносительной стороны речи в данном случае становится следствием воздействия внешних факторов и общего недоразвития организма.

К основным причинам развития функциональной дислалии относятся:

  1. Неправильная речь взрослых. Дети подражают взрослым и стремятся говорить точно также. Поэтому, необходимо тщательно следить за своей речью, исключая сюсюканье и косноязычие, а также употребление жаргонов и быстрого произношения, стирающего окончания слов;
  2. Билингвизм в семье. Родители, говорящие на нескольких языках, часто становятся причиной неправильного становления детской речи;
  3. Физическая слабость организма и всех его органов, вследствие проблем с иммунитетом;
  4. Мозговые дисфункции. Они ведут к позднему развитию речи и сложностям ее становления;
  5. Нарушения в работе фонематического восприятия.

Все эти факторы приводят к тому, что ребенок оказывается неспособным различать звуки на слух, т.е. он слышит их, но при схожести фонем не может отличить и заменяет их одним звуком. Это может проявляться в путании звонких и глухих звуков, мягких и твердых.

«Дислалия» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Кроме того, дислалия, часто проявляется в проблемах использования звуках в разных словах и разных позициях в слове. Один и тот же звук может правильно произноситься в одном слове и совершенно неверно в другом т.е. когда находится в другой позиции. Также, звуки могут произноситься невнятно или нетипично, т.е. не так, как это сложилось в определенной системе языка.

Диагностика дислалии

Речевую патологию данного характера необходимо своевременно обнаружить и корректировать т.е. использовать логопедическую коррекцию для устранения или сглаживания данного дефекта речи. Предварительно осуществляется диагностирование речевого развития ребенка, выявляется форма дислалии и особенности ее проявления у конкретного ребенка.

Диагностика дислалии включает в себя следующие мероприятия:

  1. Изучение данных медицинского обследования ребенка. Они помогают выявить факторы развития дислалии, определить ее причины, оценить степень ее развития.
  2. Изучение подвижности артикуляционного аппарата. Для этого используется система логопедических упражнений, которые демонстрируются ребенку и требуют от него идентичного воспроизведения.
  3. Анализ звукопроизношения. Он ориентирован на проверку всех групп звуков и правильности их произношения. Для этого, применяются упражнения, ориентированные на охват всех групп звуков. К примеру, предлагается повторение слов за логопедом или демонстрация картинок и название того, что на них изображено. В упражнениях предлагается произнесение звуков в разных позициях слова. Также, произносятся разные звуки, с разной интонацией: твердые, мягкие, звонкие, глухие.
  4. Анализ фонематического восприятия. Он связан с проведением фонематических тестов, выявляющих навыки различения звуков, которые близки по произношению.
Замечание 1

Диагностика дислалии завершается заключением логопеда о ее форме и степени развития и рекомендациями по ее коррекции.

Постановка звукопроизношения

Работа над звуковым произношением при дислалии представляет собой поэтапную постановку проблемных звуков. Основными этапами постановки звуков являются:

  1. Подготовительный этап. Он связан с подготовкой органов артикуляции к произношению. Используется дыхательная гимнастика и упражнения на фонематическое восприятие. Используются упражнения, тренирующие работу языка, губ, челюсти. Отрабатывается правильность движений, отрабатывается направлении воздушной струи.
  2. Постановка звука. Она осуществляется в игровой форме. Логопед демонстрирует постановку органов артикуляции в нужное положение, избегая называния звука. Ребенок называет звук сам и тренируется в этом навыке.
  3. Автоматизация поставленного звук. Чтобы автоматизировать произношение звука, требуется отработать его произношения в разных словах и позициях слова, в разных сочетаниях с гласными и согласными. Также, звук отрабатывается при его постановке в начало, середину и конец слова. Упражнения повторяются многократно.
  4. Дифференциация звука. Она ориентирована на различие тех звуков, которые ребенок путает. Для этого, демонстрируется разница в работе органов артикуляции при их произношении и воздушной струи, а также совершения дыхательных действий. Сначала происходит дифференциация изолированных звуков, а затем, они отрабатываются в словах и фразах.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot