Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Изучение особенностей речевых нарушений и их устранение при осложненных дефектах развития

Особенности распространенных речевых нарушений

Определение 1

Речевые нарушения – это разнообразные отклонения от языковой нормы, наблюдаемые в речи ребенка.

Все дети индивидуальны в своем развитии, в том числе и в речевом. Кто-то уже к году начинает разговаривать «без умолку», а кто-то может молчать до 3-х лет. Не стоит пытаться ограничить ребенка какими-то временными рамками речевого развития, однако спускать «на тормозах» развитие речи тоже не нужно. Необходимо четко осознавать, что относится к норме развития, а что является патологией. На основании данных знаний обращать внимание на развитие речи ребенка и своевременно оказать ему необходимую логопедическую помощь.

К норме речевого развития относятся:

  • «Говоруны» - характеризуются повышенным интересом к окружающему миру. Дети очень активны, любят разговаривать, задают множество вопросов и рассказывают обо всем, что видели или в чем принимали участие. Психологической особенностью «говорунов» является то, что они легко осваиваются в любой обстановке и налаживают контакт с окружающими.
  • «Молчуны» - это дети, которые склонны к созерцательности, им больше по нраву спокойная обстановка, позволяющая им спокойно наблюдать за предметами и явлениями. Такие дети очень мало говорят, но если говорят, то исключительно по делу, четко и лаконично.

В современной дефектологии принято выделять три уровня речевых нарушений:

  • Первый уровень – наблюдается либо полное отсутствие речи у ребенка, либо частичное присутствие некоторых речевых элементов. Активный словарь представлен звукоподражаниями. Ребенок в основном лепечет, мычит, пытается что-то «сказать» с помощью жестов и мимики.
  • Второй уровень – в речи детей присутствуют развернутые речевые средства, которые представляют собой небольшие «начатки» речи, но как таковая связная разговорная речь отсутствует. Произношение слов искажено, предложения короткие и лаконичные.
  • Третий уровень – речь ребенка развернута, грубые речевые нарушения отсутствуют. Однако отмечаются нарушения в сложных речевых единицах, которые выявляются посредством специальных тестов.
«Изучение особенностей речевых нарушений и их устранение при осложненных дефектах развития» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В настоящее время речевые нарушения классифицируют по видам. Классификация позволяет не только своевременно выявлять нарушения, но и осуществлять коррекционную работу по их исправлению, устранению и минимизации.

Дислалия, дизартрия, ринолаллия

Одним из самых распространенных речевых нарушений является дислалия.

Определение 2

Дислалия – это нарушение речи, которое характеризуется дефектом произношения звуков.

Дети, с дислалией имеют хороший слух, обширный активный словарь, общаются посредством развернутых предложений, в целом речь четкая. В зависимости от количества нарушенных звуков, дислалию принято подразделять на:

  • простая дислалия – нарушено произношение одной определенной группы звуков (шипящие, свистящие и т.п.);
  • сложная дислалия – нарушено произношение нескольких групп звуков одновременно (например, одновременно свистящих и шипящих).

Как показывает практика чаще всего встречаются нарушения в произношении шипящих (ж, ч, щ, ш) и свистящих (с, з, ц) звуков, реже отмечаются нарушения таких звуков как «к», «г», «д», «т».

Определение 3

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, которое обусловлено недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь ЦНС и речевого аппарата ребенка.

В общем, дизартрия является последствием недостаточной иннервации речевого аппарата ребенка. Данное нарушение характеризуется дефектом произношения практически всех звуков, речь нечеткая, звукопроизношение смазано. Последствиями тяжелого нарушения речи и общей моторики может быть задержка эмоционально-волевого и психического развития ребенка.

Определение 4

Ринолалия – это нарушения в звукопроизношении и тембре голоса, которые обусловлены различными анатомическими и физиологическими дефектами речевого аппарата.

Различают следующие виды ринолалии:

  • открытая ринолалия – во время разговора у ребенка струя воздуха проходит через нос, а не как положено через рот (причины – расщепления мягкого и твердого неба и т.п.);
  • закрытая ринолалия – проход воздуха в нос закрыт (аденоиды, искривление носовой перегородки и т.п.).

Заикание, алалия, мутизм

Определение 5

Заикание – это нарушения ритма, темпа и плавности речи, которые вызваны судорогами мышц речевого аппарата.

Во время заикания ребенку приходится останавливаться, данные остановки вынуждены, так как она не может в нужном темпе произнести слово или отдельный слог. Данное нарушение чаще всего возникает в возрасте от 2-х до 5-ти лет.

Очень важно вовремя обратить внимание на речь ребенка и при первых подозрения на заикание обратиться к специалисту.

Основные признаки появления заикания у ребенка:

  • употребление перед словами лишних звуков (и, а);
  • повторение первых слогов или даже целых слов в начале фразы;
  • вынужденные остановки в середине фразы или слова;
  • затруднения перед началом речи.

Основной профилактикой заикания является собственная правильная речь и ограждение ребенка в период становления его речи от людей, с данным нарушением.

Определение 6

Алалия – это частичное или полное отсутствие речи у ребенка 3-5 лет, при наличии хорошего физического слуха, обусловленное поражением или недоразвитием речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, которое наступило в период внутриутробного и раннего развития.

Различают:

  • моторная алалия – ребенок понимает речь, которая к нему обращена, но не способен самостоятельно воспроизводить звуки, предлоги, слова, фразы и т.д.;
  • сенсорная алалия – характеризуется нарушениями не только воспроизведении речи, но и в понимании чужой, обращенной к нему речи.
Определение 7

Мутизм – это прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы.

Такой диагноз ставится ребенку, который вполне может и умеет говорить, и тем не менее молчит.

Виды мутизма:

  • общий мутизм – ребенок не желает разговаривать вообще, при умении это делать;
  • избирательный мутизм – отказ от речи в знак протеста.

Избирательный мутизм чаще всего проходит без лечения. Надо только понять, почему замолчал ребенок. Конечно, в каждом случае нужна консультация специалиста.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot