Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста

Значение познавательно-речевого развития

Определение 1

Речь – это особая форма общения и взаимодействия между людьми, в процессе которой они обмениваются между собой мыслями, идеями, переживаниями и иной информацией, а также оказывают воздействие друг на друга.

Речь является ярким показателем развития ребенка. В том случае, если речь слабо развита, то она содержит ряд характерных погрешностей, таких как бедный словарный запас, не правильное построение предложений, неспособность логично связывать слова для выражения своих мыслей, дефекты в произношении, сбивчивый ритм речи и т.п.

Чем лучше развита у ребенка дошкольного возраста речь, тем успешнее будет обучение в школьные годы. Однако, не всегда речь ребенка в дошкольный период развита достаточно хорошо. Во многом это связано с тем, что были выбраны не эффективные методы и способы ее развития. В настоящее время доказано, что успеху развития речи ребенка дошкольника способствует организация одновременного познавательного развития с речевым. Достигается это посредством разнообразных видов деятельности: игровой, трудовой, учебно-познавательной, коммуникативной и т.д. Важным является и то, что в процессе деятельности ребенок должен активно выражать свои мысли, чувства, ощущения и т.д.

Речь, которая сопровождается познавательной деятельностью, делает ее более осознанной и целенаправленной. Задача воспитателя помочь ребенку достичь к концу дошкольного детства необходимой коммуникативной компетентности. Достигается это через правильно организованное познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста во всех возрастных группах. Важным условием является соблюдение следующих составляющих:

  • грамотная и правильная речь воспитателя;
  • формирование у детей представлений об окружающем мире и жизни в нем;
  • развитие у детей любознательности, активности и инициативности;
  • сенсорное воспитание;
  • разнообразная и богатая игровая деятельность.

Значимость познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста заключается в том, что в настоящее время все больше детей-дошкольников имеют проблемы в развитии речевой активности. Данные проблемы обусловлены следующими негативными факторами:

  1. Ухудшение физического и психического здоровья детей.
  2. Значительное снижение «живого» общения детей со сверстниками и взрослыми, в том числе и с родителями.
  3. Существенное снижение уровня речевой культуры в современном обществе.
  4. Недостаточное внимание со стороны взрослых (родителей, воспитателей) к речевому развитию детей.
«Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Цель и задачи познавательно-речевого развития

Ведущими целями познавательно-речевого развития являются:

  • Своевременное и всестороннее развитие личности ребенка.
  • Приобщение ребенка к общечеловеческим и культурным ценностям.
  • Формирование и развитие любознательности и творческого воображения, как основы познавательной активности ребенка.

Задачами познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста являются:

  1. Формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, расширение и обогащение знаний об окружающем мире и природе.
  2. Привлечение родителей (опекунов) воспитанников к совместной с детьми деятельности (исследовательская, проектная, познавательная и т.д.).
  3. Способствование активизации речевой деятельности ребенка в повседневной и практической деятельности.
  4. Организация и совершенствование предметно-развивающей среды ДОУ, направленной на познавательно-речевое развитие детей.
Замечание 1

Одним из важнейших направлений познавательно-речевого развития является своевременное и успешное овладение ребенком родным языком. Это связано с тем, что родная речь помогает ребенку познавать окружающий мир, получать необходимые умения и навыки, овладевать опытом практической деятельности.

Кроме того, развитие речи ребенка во многом связано с познанием окружающего мира, развития собственного познания и личности, понимания своего «Я» и его положения в этом мире. Существование ребенка в социуме способствует формированию речи, так как только через общение ребенок может продуктивно взаимодействовать с окружающими людьми.

Формы познавательно-речевого развития

Замечание 2

Основной и наиболее эффективной формой познавательно-речевого развития ребенка дошкольного возраста являются не столько специально организованные занятия, сколько естественное общение со сверстниками (в группе ДОУ, на игровой площадке и т.д.).

Эффективными формами познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста являются:

  1. Общение двух видов: подготовленное и неподготовленное.
  2. Разнообразные игры и игровая деятельность (сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические и т.д.).
  3. Организация различных учебно-игровых ситуаций, которые возникают по инициативы взрослого (родителя, воспитателя), в рамках данных ситуаций ребенок может в полной мере проявить свою речевую активность.
  4. Речевое развитие посредством использования СМИ (телевизор, радио, детская периодическая печать и т.п.).
  5. Использование стихотворений и рифмования (чтение стихотворных произведений, потешек, четверостиший и т.д.).
  6. Совместное осуществление речевых и трудовых действий.
  7. Организация досуговой деятельности, которая является благоприятной сферой для развития речи ребенка.

Большое внимание в ДОУ должно уделяться методическому обеспечению познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. В группах ДОУ воспитателями оформляются специальные игротеки, настольные театры, уголки по познавательному развитию и т.д., а также оформляются перспективные рабочие планы по интеграции образовательных областей, разрабатывается система авторских конспектов, которые учитывают индивидуальные особенности и потребности детей группы.

Оценка качества познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста осуществляется воспитателями в начале и конце учебного года, посредством мониторинга. Для этого разрабатывается специальная программа мониторинга, подбираются методики для составления диагностик по каждой образовательной задаче программы.

Дата последнего обновления статьи: 29.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot