Значение познавательно-речевого развития
Речь – это особая форма общения и взаимодействия между людьми, в процессе которой они обмениваются между собой мыслями, идеями, переживаниями и иной информацией, а также оказывают воздействие друг на друга.
Речь является ярким показателем развития ребенка. В том случае, если речь слабо развита, то она содержит ряд характерных погрешностей, таких как бедный словарный запас, не правильное построение предложений, неспособность логично связывать слова для выражения своих мыслей, дефекты в произношении, сбивчивый ритм речи и т.п.
Чем лучше развита у ребенка дошкольного возраста речь, тем успешнее будет обучение в школьные годы. Однако, не всегда речь ребенка в дошкольный период развита достаточно хорошо. Во многом это связано с тем, что были выбраны не эффективные методы и способы ее развития. В настоящее время доказано, что успеху развития речи ребенка дошкольника способствует организация одновременного познавательного развития с речевым. Достигается это посредством разнообразных видов деятельности: игровой, трудовой, учебно-познавательной, коммуникативной и т.д. Важным является и то, что в процессе деятельности ребенок должен активно выражать свои мысли, чувства, ощущения и т.д.
Речь, которая сопровождается познавательной деятельностью, делает ее более осознанной и целенаправленной. Задача воспитателя помочь ребенку достичь к концу дошкольного детства необходимой коммуникативной компетентности. Достигается это через правильно организованное познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста во всех возрастных группах. Важным условием является соблюдение следующих составляющих:
- грамотная и правильная речь воспитателя;
- формирование у детей представлений об окружающем мире и жизни в нем;
- развитие у детей любознательности, активности и инициативности;
- сенсорное воспитание;
- разнообразная и богатая игровая деятельность.
Значимость познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста заключается в том, что в настоящее время все больше детей-дошкольников имеют проблемы в развитии речевой активности. Данные проблемы обусловлены следующими негативными факторами:
- Ухудшение физического и психического здоровья детей.
- Значительное снижение «живого» общения детей со сверстниками и взрослыми, в том числе и с родителями.
- Существенное снижение уровня речевой культуры в современном обществе.
- Недостаточное внимание со стороны взрослых (родителей, воспитателей) к речевому развитию детей.
Цель и задачи познавательно-речевого развития
Ведущими целями познавательно-речевого развития являются:
- Своевременное и всестороннее развитие личности ребенка.
- Приобщение ребенка к общечеловеческим и культурным ценностям.
- Формирование и развитие любознательности и творческого воображения, как основы познавательной активности ребенка.
Задачами познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста являются:
- Формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, расширение и обогащение знаний об окружающем мире и природе.
- Привлечение родителей (опекунов) воспитанников к совместной с детьми деятельности (исследовательская, проектная, познавательная и т.д.).
- Способствование активизации речевой деятельности ребенка в повседневной и практической деятельности.
- Организация и совершенствование предметно-развивающей среды ДОУ, направленной на познавательно-речевое развитие детей.
Одним из важнейших направлений познавательно-речевого развития является своевременное и успешное овладение ребенком родным языком. Это связано с тем, что родная речь помогает ребенку познавать окружающий мир, получать необходимые умения и навыки, овладевать опытом практической деятельности.
Кроме того, развитие речи ребенка во многом связано с познанием окружающего мира, развития собственного познания и личности, понимания своего «Я» и его положения в этом мире. Существование ребенка в социуме способствует формированию речи, так как только через общение ребенок может продуктивно взаимодействовать с окружающими людьми.
Формы познавательно-речевого развития
Основной и наиболее эффективной формой познавательно-речевого развития ребенка дошкольного возраста являются не столько специально организованные занятия, сколько естественное общение со сверстниками (в группе ДОУ, на игровой площадке и т.д.).
Эффективными формами познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста являются:
- Общение двух видов: подготовленное и неподготовленное.
- Разнообразные игры и игровая деятельность (сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические и т.д.).
- Организация различных учебно-игровых ситуаций, которые возникают по инициативы взрослого (родителя, воспитателя), в рамках данных ситуаций ребенок может в полной мере проявить свою речевую активность.
- Речевое развитие посредством использования СМИ (телевизор, радио, детская периодическая печать и т.п.).
- Использование стихотворений и рифмования (чтение стихотворных произведений, потешек, четверостиший и т.д.).
- Совместное осуществление речевых и трудовых действий.
- Организация досуговой деятельности, которая является благоприятной сферой для развития речи ребенка.
Большое внимание в ДОУ должно уделяться методическому обеспечению познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. В группах ДОУ воспитателями оформляются специальные игротеки, настольные театры, уголки по познавательному развитию и т.д., а также оформляются перспективные рабочие планы по интеграции образовательных областей, разрабатывается система авторских конспектов, которые учитывают индивидуальные особенности и потребности детей группы.
Оценка качества познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста осуществляется воспитателями в начале и конце учебного года, посредством мониторинга. Для этого разрабатывается специальная программа мониторинга, подбираются методики для составления диагностик по каждой образовательной задаче программы.