Познавательная активность - это действие, связанное с эмоциональным отношением обучающихся к познавательной деятельности, выражающееся в проявлении интереса к учебе, в преодолении проблемных моментов в процессе получения знаний, в задействовании энергии, воли и умственного труда.
Общие черты и структура познавательной активности
Тема становления и дальнейшего развития познавательной деятельности обучающихся никогда не теряла своей актуальности и значимости.
Познавательная активность характеризуется рядом черт, к которым можно отнести следующие аспекты:
- устойчивый положительный настрой учеников в эмоциональном плане на учебный процесс;
- проявление естественного стремления к получению новых знаний;
- проявление волевых качеств в процессе познания;
- стремление к тому, чтобы достичь хороших результатов, а также учиться успешно.
В педагогических и психологических научных трудах предлагаются различные части, составляющие структуру познавательной активности. Обобщая работы разных авторов, можно выделить следующий набор компонентов:
- когнитивный (связан с осознанием и оставлением в памяти полученных о познавательной активности знаний);
- ценностно-мотивационный (данный компонент состоит из интересов, потребностей, мотивов, а именно из тех элементов, с помощью которых обучающийся может подключиться к процессу активного познания, а затем держать данную активность на одном уровне в ходе всего учебного времени);
- оценочно-рефлексивный (в данном случае речь идет о способности студентов к анализу, контролю и оценке методов и результатов производимой ими работы);
- деятельностный (предполагает, что ученики способны сами реализовывать присущие им возможности, а также иметь разные идеи, работать с оригинальными разработками).
Уровни познавательной активности школьников младших классов
Нельзя отрицать, что все ученики разные, а это неизбежно влечет за собой различный подход каждого из них к процессу познания. В данном случае речь идет о том, насколько каждый ученик включается в работу.
Часть школьников участвует в процессе познания с позиции пассивного приема новых знаний. Некоторые обучающиеся проявляют активность не всегда, а лишь тогда, когда это предполагает та или иная учебная ситуация.
На основе этого Леонтьевым А.А. были разработаны уровни познавательной активности:
Нулевой. На этот уровень попадают школьники, выбравшие пассивный подход. Они не имеют и не показывают своего желания работать, редко и с трудом дают реакцию на просьбы педагога. Данные ученики выполняют что-либо лишь при помощи некого давления учителя.
Низкий. Данный уровень можно назвать также “воспроизводящим”, так как относящиеся к нему ученики предпочитают заниматься повторением полученных ранее знаний. Они не стремятся овладеть более глубокими знаниями. Им достаточно понять и в дальнейшем рассказать вслух то, что ранее уже было сказано или прочитано.
Средний. Этот уровень отличается тем, что в нем у учеников прослеживается стремление не просто понять и запомнить, но и раскрыть смысл того предмета, который они изучают. У них присутствует интерес к процессам и явлениям. У таких школьников есть способность к проявлению воли, чтобы не остановиться на половине пути, а закончить процесс познания до конца. При этом когда появляется какая-либо проблема или сложная задача, они пытаются найти способ ее решить.
Высокий. Такой уровень обозначается в качестве творческого. Его сущность заключается в том, что ученики не только обладают желанием глубоко окунуться в мир явлений и найти их компоненты и связи, но также и в том, чтобы привнести новые факты, найти методы для решения той или иной задачи. Ученики данной группы показывают наиболее высокие волевые способности, настойчивы и упорны.
Учебная деятельность в процессе познавательной активности учеников младшей школы
Как в теории, так и в практике педагогики и психологии доказанным является тот факт, что процесс познания дает наиболее высокий результат на этапе обучения детей в младших школьных классах. Это связано с тем, что дети данной возрастной категории имеют большее стремление и потенциал к изучению мира, который их окружает.
Учебная деятельность приобретает весомое значение в рассматриваемом процессе. При этом ее можно рассматривать не как изучение школьниками уже известной информации, а как принадлежащую им, собственную деятельность. О познании нельзя говорить исключительно со стороны запоминания и дальнейшего воспроизведения ранее готовых материалов. Стоит учитывать, что спустя время, ученик развивается личностно и интеллектуально.
Задача педагога состоит не только в том, чтобы создать необходимые для развития познавательной активности условия, но также в том, чтобы сформировать и воспитать личность ученика, совершенствующуюся в процессе познания. В ситуациях, когда это отсутствует, весь образовательный этап может стать неким “натаскиванием” учеников по определенным предметам, исключая воспитание внутренней личностной сущности ребенка.
Учебную активность можно обозначить как сложный и многогранный процесс, который может протекать разнообразными течениями. Определяются они, в первую очередь, на основе обеспечения становления главных элементов данного процесса: особенности поставленных целей, мотивы учебной деятельности, оценки и контроль, учебные действия, познавательная активность.
Приоритетными направлениями развития познавательной активности у младших школьников являются следующие задачи:
- развить основные процессы познания (внимание, восприятие, память, воображение, мышление);
- развить такие особенности ума, как гибкость, мобильность, сообразительность, критичность и самостоятельность;
- научить формулированию проблем и предложению гипотез, постановке вопросов, применению знаний в незнакомой ситуации или вне учебы;
- развить такие составляющие познания, как обобщение, членение, синтез и анализ, интерпретация, формализация, конкретизация);
- развить способности письма и чтения в том темпе, который необходим, умения конспектировать, находить главную мысль, слушать педагога, самостоятельно работать с учебниками и справочниками;
- развить другие навыки и умения, как по предметам, так и вне предметов.